“Слово о полку Игореве” – “воинская повесть”



1. Сюжет “Слова о полку Игореве”.
2. Особенности описания похода князя Игоря.
3. Значение упоминаний о других сражениях.
4. Авторская позиция и глубинный смысл “Слова…”.
Неудачный поход правителя небольшого русского княжества против степняков-кочевников, закончился гибелью дружины и пленением князя… Почему рассказ об этом событии занял весьма значительное место в русской культуре? Почему плачевное поражение в диких степях – поражение, а не победа, принесло Новгород-Северскому князю именно то, к чему он стремился:

вечную славу?

Сколько было других походов, более успешных, но о них знают и помнят лишь специалисты, историки. А повесть о походе Игоря вдохновила композитора А. П. Бородина на создание знаменитой оперы “Князь Игорь”.
Чтобы понять, в чем заключена притягательность “Слова о полку Игореве”, нужно обратить внимание на несколько аспектов. Как нам известно, рассказ идет о поражении русских воинов. Разумеется, об этом знали и те, кому “Слово…” было адресовано его автором.

Однако повествование построено таким образом, что с первых строк невозможно понять, что поход князя был неудачным.

Учитывая, что автор то и дело превозносит доб-I лесть князя, можно догадаться, что “Слово…” создавалось как хвалебная песня, то есть по образцу подобных же произведений, призва. нных увековечить славу победоносных походов. О том, что на Руси уже существовала богатая традиция создания песен о воинских подвигах, мы узнаем из первых же фраз, которые произносит автор произведения: “Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича?

Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову”. Таким образом, автор, перед которым стояла нелегкая задача – рассказать о поражении и при этом прославить князя, с честью вышел из всех затруднений, связанных с необходимостью совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Автор добросовестно славит отвагу Игоря: очевидно, что при этом не требовалось кривить душой, ведь только очень смелый и безрассудный человек отважился бы выйти против половецких орд с небольшой дружиной.

В то же время в “Слове…” правдиво рассказывается о печальных событиях 1185 года: о предзнаменовании (солнечном затмении), которое не остановило князя, об обманчиво легкой победе над отрядом половцев, за которым последовал сокрушительный разгром русских, и о пленении Игоря.
Интересно отметить, что при описании событий автор использует характерные метафорические образы, например жестокую битву он сравнивает с пиром: “…тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую”. Схожие образы встречаются не только в древнерусских литературных памятниках, но и в эпических произведениях других европейских народов, например в скандинавском эпосе.
Образ князя Игоря имеет характерные черты эпического героя, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки любым предостережениям и здравому смыслу: “И сказал Игорь дружине своей: “Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон”. Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование”.
Однако автор “Слова…” не ограничился простым рассказом о походе Игоря. В тексте то и дело встречаются упоминания о битвах и междоусобицах, которые происходили на Руси до описываемых событий. Чтобы понять эти указания, нередко приходится заглядывать в специальные комментарии. Между тем современники автора “Слова”, вероятно, хорошо знали, о чем идет речь, и пояснения им не требовались.

Однако зачем нужны эти упоминания? Например, рассказывая о том, как сочинял хвалебные песни легендарный сказитель Боян, автор “Слова…” мимоходом замечает, что тот помнил “прежних лет усобицы”. Далее автор снова обращается к давно прошедшим временам: “Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича”. Эти исторические отсылки к событиям, хорошо известным аудитории сказителя или сказителей, создавших “Слово”, конечно же не случайны.

Сравнивая исторические события далекого прошлого и поход Игоря, автор “Слова…” указывает, насколько печальнее последствия последнего: “То было в те рати и в те походы, а о такой рати и не слыхано! С раннего утра и до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в поле чужом среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на Русской земле”!”
И здесь звучит трезвая оценка похода Игоря. Высокие мотивы славы и доблести, руководившие князем, в итоге нанесли урон не только Игорю и его войску, но и всей Руси. Плач русских женщин по погибшим воинам, который звучит в “Слове…” – это тоже осуждение необдуманного поступка князя: “Жены русские восплакались, приговаривая: “Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни очами не увидать, а золота и серебра и в руках не подержать!”” Однако в “Слове…”, которое является все же произведением, воспевающим доблесть и отвагу, порицание князя Игоря зачастую перемешано с похвалой его достоинств. Киевский князь Святослав, сетуя на те беды, которые навлекли на Русь Игорь и его родственники, не забывает упомянуть и об их отваге, пусть несвоевременной: “Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: “О племянники мои, Игорь и Всеволод!

Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!””
Однако главный смысл “Слова о полку Игореве” заключен в стремлении автора наглядно показать, к чему приводят разобщенность русских земель. “Слово…” – это не только рассказ о конкретном историческом событии, это еще и призыв к русским князьям: оставить, пока не поздно, внутренние раздоры и объединиться перед лицом общего врага. Только тогда, когда все русичи будут сражаться под одними знаменами, они добудут “себе чести, а князю – славы”. Здравица, провозглашаемая в финале “Слова…”, и звучит как прославление этого единения русских воинов: “Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!”
Вторая часть основного отрывка переносит читателя в Киев, где великий Киевский князь Святослав мучается от страшного сна, предвещающего горе и несчастье. Бояре объясняют значение сна, рассказав ему о пленении Игоря и проигрыше в битве. Здесь имеет место второе отступление – “золотое слово” Святослава, укоряющего своих детей за недостойное поведение и призывающего вновь объединить земли и объединиться самим для укрепления и защиты земли русской.

Третья часть открывается прекрасным по силе воздействия и лиричности плачем Ярославны, любимой и любящей жены Игоря. Княгиня обращается к могущественным стихиям – ветру, солнцу, воде – с просьбой о помощи. И природа, послушная голосу любви, приходит на помощь Игорю, вызволяя из плена и в целости и сохранности провожая его домой, в славный Киев-град.

Тут наступает развязка произведения.
Эпилогом является песнь во славу русской дружины и предводителей воинства. Помимо строго продуманной композиции, произведение имеет своеобразную жанровую природу, выгодно выделяющую его на фоне других произведений. В “Слове…” наблюдается смешение множества стилей, как типичных для русской культуры, так и только зарождающихся.

В частности, читатель легко может заметить присутствие элементов устного народного творчества в произведении (вещий сон отца, предсказывающая беду природа, волшебное вызволение Игоря из плена, плач Ярославны). Песенные традиции русского народной культуры очень сильны в произведении (тут и застольные песни, песни величальные, песни заунывные и грустные). Также обнаруживаются элементы жанра публицистики и воинской повести.
“Слово о полку Игореве” пронизано эпитетами, как привычными для русского народа, так и новыми, оригинальными. Произведение сочетает в себе христианские мотивы и древнейшие культурный языческий пласт, органично сливая их воедино. Действительно, помочь народу достойному, народу сильному могут и Бог, и природа, и сама родная земля.
Рассматриваемое произведение, бесспорно, является жемчужиной литературы древней Руси. Произведение оригинально, многогранно, нетрадиционно, уникальное, при этом полностью русское, народное. Это не просто текст с описанием событий лет минувших, а красочное действо, понятное современному читателю, размышление и оценка автора описываемых событий, сохранение и передача потомкам огромного культурного пласта.
Одно из самых загадочных произведений “Слово по полку Игореве” интересно современному читателю, хотя и не всегда понятно ему. Потомки древнего сказителя, решившего запечатлеть современные ему события, по праву могут гордиться плодами дел его, так как “Слово…” не только жемчужина в кладовой русской культуры, но и драгоценность, достойная культуры общемировой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Слово о полку Игореве” – “воинская повесть”