Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков)

Амитаба – один из будд; в дальневосточной версии буддизма – владыка “чистой земли Запада”, то есть рая.

Ананда – ближайший ученик будды Шакьямуни; запомнив все проповеди учителя, он впоследствии записал их в виде сутр.

Ань Ци-шэн (III в. до н. э.) – даос, занимавшийся торговлей снадобьями и пользовавшийся славой кудесника, у которого Цинь Ши-хуан пытался выведать тайну бессмертия.

Бай Ци – полководец царства Цинь в период “Воюющих царств”. Захватил более семидесяти городов, проявляя при этом исключительную жестокость

к пленным. Впоследствии из-за придворных распрей был уволен от должности и “пожалован смертью”.

Бань Гу (32-92 гг.) – знаменитый историограф, создатель “Хань-шу” (“Истории Хань”).

Бань Чао – младший брат Бань Гу, военачальник эпохи Хань, завоевавший обширные территории в Центральной Азии (вскоре они вновь обрели самостоятельность).

Бао-сы – любимая наложница чжоуского царя Ю-вана (правил в 781-770 гг.

До н. э.). Традиционная историография приписывает ей крайне отрицательное влияние на правителя.

Бао Чжао (ок. 414-466) – знаменитый поэт; известен его цикл “Тяготы пути”,

в котором звучат гражданственные мотивы.

Бао Шу-я – сановник царства Ци в эпоху Чжоу; зная таланты своего друга Гуань Чжуна, помогал ему и прощал его недостатки.

Би Гань – сановник последнего государя Инь, тирана Чжоу Синя; смело укорял его и был за то казнен.

Бо-и – сын правителя небольшого владения Гучжу (XI в. до н. э.). Когда чжоуские войска покорили государство Инь, Бо-и вместе с братом Шу-ци удалились на гору Шоуян и умерли там от голода.

Бо Цзюй-и (772 – 846) – один из величайших поэтов Танской эпохи, автор поэм “Вечная печаль”, “Лютня” (“Пипа”) и нескольких тысяч стихотворений.

Бо-я – знаменитый музыкант эпохи Чжоу. Когда его друг Чжун Цзы-ци умер, Бо-я разбил свой цинь, полагая, что больше никто не в состоянии оценить его игру.

Ван Бо (650 – 675) – литератор, один из “четырех талантов ранней Тан”. Особенно прославился прозопоэмой “Дворец князя Тэн”.

Ван Дао (267 -330) – сановник, занимавший высшие посты при трех государях династии Цзины

Ван Си-чжи (321 -379) – племянник Ван Дао, военачальник. Один из самых прославленных каллиграфов Китая.

Ван Цзы-цзипь – сын чжоуского царя Лин-вана, мастер игры на многоствольной свирели шэн, автор пьесы “Пение феникса”. Согласно легенде, улетел на небо на журавле.

Ван Чжао-цзюнь (Ван Цян) – наложница ханского императора Юань-ди (правил в 48 – 33 гг. до н. э.). Была отдана в жены правителю сюнну, чтобы предотвратить нападение кочевников на столицу. По одной версии, по дороге к сюнну бросилась в реку; над ее могилой в степи был возведен Зеленый курган.

Ban Чжи-хуань (688 – 742) – поэт эпохи Тан. Вэй Цин – полководец армии ханьского императора У-ди (правил в 140-86 гг. до н. э.), прославился в войнах с сюнну.

Вэй Чжэн (580-643) – ближайший сподвижник основателя Танской династии Тай-цзуна, автор исторических трудов.

Вэй Шэн – согласно легенде, приводимой Чжуан-цзы (см.), юноша, ожидавший свою возлюбленную под мостом и погибший в результате наводнения, так и не дождавшись ее прихода.

Вэнь-ван (XI в. до н. э.) – основатель династии Чжоу, в традиционной историографии – один из идеальных правителей.

Вэнь-гун – государь царства Цзинь, один из “пяти гегемонов” эпохи Чжоу (VII в. до н. э.).

Вэнь-ди – император династии Хань, правил в 179-156 гг.

До н. э.

Гань Ло – талантливый отрок, начавший правительственную службу в II лет; жил в царстве Цинь в период “Воюющих царств”.

Гао Ли-шы (683 – 762) – евнух, приближенный Сюань-цзуна. По преданию, Ли Бо во хмелю заставлял его снимать с себя туфли.

Гао-цзу – посмертное имя основателей ряда династий; обычно имеется в виду ханьский Гао-цзу – Лю Бан (правил в 206-194 гг. до н. э.).

Гао-яо – мудрый сановник, отправлявший правосудие при мифических государях Яо и Шуне.

Го Фэньян – Го Цзы-и (698-781), танский полководец, одержавший ряд побед над внутренними и внешними врагами империи.

Гуан Чэн-цзы – легендарный отшельник, у которого Хуан-ди постигал высшую мудрость.

Гуань Луи-пан (XVI в. до н. э.) – сановник при тиране Цзе, п юледнем правителе Ся; пытался усовещивать его, но был казнен.

Гуань Чжун (VII в. до н. э.) – сановник, друг Бао Шу-я (см.).

Гуань Юй (? -219) – сподвижник Лю Бэя; идеал воинской доблести и верности долгу. Впоследствии был обожествлен в качестве бога войны.

Гун Суй – при ханьском Сюань-ди (I в. до н. э.) был правителем области Бохай, где свирепствовали разбойники; убедил их продать оружие, купить рабочий скот и заняться землепашеством.

Гун Шэн (68 г. до н. э. – 11 г. н. э.) – сановник, известный своей честностью и справедливостью. Когда узурпатор трона Ван Ман хотел привлечь его на службу, отказался от пищи и умер.

Гунсунь Данян – знаменитая танцовщица эпохи Тан.

Гунсунь Хун (200-127 гг. до н. э.) – сановник ханьского императора У-ди. Изображал из себя бессребреника и покровителя бедных ученых, но втайне подталкивал государя на недобрые дела.

Гэ Тянь – легендарный правитель древности, при котором все жили в покое и довольстве.

Дай Ань-дао (Дай Куй; IV в.) – художник, каллиграф и музыкант.

Да-цзи – наложница последнего иньского государя Чжоу Синя, участвовавшая во многих его бесчинствах.

Дань Чжу – недостойный сын легендарного правителя Яо, который уступил свое место не ему, а Шуню.

Ди Жэнь-цзе (Ди-гуп, 630 – 700) – первый министр при танской императрице У-хоу, отправивший на войну двух сыновей.

Ди-ку – легендарный правитель самых далеких времен, отец Яо.

Ди-цзюнь – первоначально то же, что Ди-ку, затем стал божеством-покровителем иньцев.

Ди Я – он же И Я, уроженец древнего царства Ци, отменный кулинар. Согласно другой версии, Ди и Я – два человека, из коих первый готовил вино, а второй был при нем дегустатором.

Ду Му-чжи – Ду My (803 – 853), один из последних выдающихся лириков эпохи Тан.

Ду фу (712 -770) – один из величайших поэтов Китая. Прожил жизнь, полную невзгод и лишений.

Ду Ши – военачальник и правитель области в I в. н. э. Навел порядок в армии и облагодетельствовал вверенный ему край.

Ду Юй (222 – 284) – военачальник и ученый, служивший династии Цзинь. Покорил У – последнее из самостоятельных государств Троецарствия.

Дун Чжо (II в.) – всесильный временщик эпохи упадка династии Хань. Убил вдовствующую императрицу и поставил на трон малолетнего императора, за что историография считала его “мятежником”.

Дун Чжун-шу (ок. 179 – 104 гг. до н. э.) – виднейший философ; по его настоянию конфуцианство стало официальной идеологией.

Дунфан Шо (II в. до н. э.) – литератор, своего рода привилегированный шут при ханьском императоре У-ди. Впоследствии стал героем многочисленных преданий.

Дун Чэн (II в.) – ханьский царедворец, интриговавший против Цао Цао (см.) и казненный им.

Дэн Тун (II в. до н. э.) – ханьский сановник. Получив от императора Вэнь-ди разрешение чеканить собственную монету, приобрел несметные богатства, но одевался подчеркнуто бедно.

Есянь (правильно – Эсен) – монгольский хан, полководец, разбивший минскую армию и пленивший императора в битве при Туму (1449 г.). В романе его именем назван предводитель южных варваров.

Жу-и – сын Гао-цзу (основателя династии Хань) от наложницы. Был убит вдовствующей императрицей Люй-хоу.

И Инь – мудрый сановник Тан-вана, основателя династии Шан-Инь, родом из простых землепашцев.

Кашьяпа – ученик Шакьямуни, первый патриарх буддизма.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) – латинизированная форма имени Кун Цю (Кун-цзы), основоположника одного из главных течений китайской философско-этической мысли.

Куай Чэ (Куай Тун) – сановник конца III – начала II в. до н. э., хитроумный и искусный в речах.

Кшитигарба (кит. – Дицзан) – бодисатва, обладающий властью спасать живые существа от грозящего им ада.

Лао Лай (Лай-цзы) – образец сыновней почтительности, по конфуцианским понятиям: чтобы не напоминать родителям об их старости, играл в детские игры и носил короткие штаны.

Лао-цзы (Ли Дань) – философ, которому приписывается авторство даосского канона “Дао дэ цзин”. Предположительно жил в VI в. до н. э.

Ли – императрица, супруга ханьского У-ди. Умерла совсем молодой.

Ли Бо (701-762) – самый прославленный из китайских поэтов, прозванный “небожителем, сосланным на землю”.

Ли Гуан (II в. до н. э.) – ханьский полководец, многократно побеждавший сюнну.

Ли Лин (? -74 г. до н. э.) – внук Ли Гуана, тоже полководец. Окруженный превосходящими силами сюнну, попал в плен; при дворе был пущен слух, будто он перешел на сторону врага, вследствие чего ему пришлось оставаться у сюнну до конца своих дней.

Ли Линь-фу (VIII в.) – первый министр при танском императоре Сюань-цзуне; его деспотическое правление и корыстолюбие вызвали широкое недовольство, вылившееся в мятеж.

Ли Сань-лап – танский император Сюань-цзун (см.).

Ли Сы (III в. до н. э.) – первый министр и инициатор многих реформ Цинь Ши-хуана; после смерти императора был оклеветан и казнен.

Ли Сяо-цин – ханьский полководец, попавший в плен к сюнну и оставшийся служить им.

Ли Чан-цзи – поэт эпохи Тан, более известен под именем Ли Хэ (790-816).

Ло-фу – героиня древней народной песни; в то время как она собирала туты, с ней стал заигрывать проезжий вельможа, однако получил отпор.

Лу Цзи – первый министр при та иском императоре Дэ-цзуне (правил в 780 – 804 гг.), отличался безобразной внешностью, коварством и красноречием.

Лу Чжи (754 -805) – сановник и ученый эпохи Тан. Его доклады трону, отмеченные прямотой суждений, считались образцовыми.

Лун-юй – дочь циньского царя Му-гуна (VII в. до н. э.), жена музыканта Сяо Ши. Согласно легенде, когда они вместе играли на свирелях, плененные игрой фениксы унесли их на небо.

Лэй Вань-чунь (VIII в.) – полководец, участвовал в борьбе с мятежниками. Однажды, когда он со стены крепости пытался увещевать бунтовщиков, шесть стрел вонзились в его лицо, но отважный воин даже не пошевелился.

Лю Бэй (161- 223) – основатель Шу, одного из государств периода Троецарствия. Как потомок одного из ханьских императоров, он также назвал свою династию Хань.

Лю Гун-цюань (конец VII – начало VIII в.) – видный ученый и прославленный каллиграф эпохи Тан.

Люй Дун-бинь – один из даосских “восьми бессмертных”. По преданию, жил в эпоху Тан, получил ученую степень цзииьши, но затем стал отшельником и был причислен к святым.

Люй-хоу – супруга основателя династии Хань, Гао-цзу. После его кончины и последовавшей через семь лет смерти их сына Хуэй-ди умертвила законного наследника Жу-и и сама взошла на престол (правила в 187-180 гг. до н. э.). Традиционная историография рисует ее образ самыми черными красками. –

Люй Цзу-цянь (1137- 1187) – один из известнейших ученых эпохи Сун, выступал за изучение древних канонов, сообразуясь с нуждами практики. Что имеет в виду автор, говоря о “цикадах, грустящих по Люй Цзу-цяшо”, не ясно.

Люй Шан, он же Цзян-тайгун (XI в. до н. э.) – мудрый сановник основателя государства Чжоу, Вэнь-вана. Когда ван впервые встретил его на берегу реки Вэйшуй, за его плечами уже было 80 лет, прожитых в бедности.

Магу – “Тетушка-конопля”, персонаж даосских легенд, в которых она обычно помогает страждущим.

Манджушри (кит. – Вэньшу) – в буддизме один из бодисатв, воплощение мудрости.

Ма Юань (14 г. до н. э. – 49 г. и. э.) – полководец эпохи Хань, совершил завоевательный поход на Индокитайский полуостров.

Ми Фэй (1051 -1107) – известный художник, литератор и коллекционер, прославившийся своим экстравагантным поведением.

Мин-хуан – см.: Сюань-цзун.

Му-ван – царь Чжоу (правил в X в. до н. э.). Согласно легенде, посетил горы Куньлунь и встретился там с богиней Сиванму.

Му-гун – царь Цинь, правил в 659-621 гг. до н. э.

Му-лань – древняя воительница, воспетая в народной поэзии. Переодевшись юношей, ушла в поход вместо престарелого отца и вернулась лишь через двенадцать лет.

Мэн Бэнь – древний силач; по преданию, вырвал у быка рога из головы.

Мэн Гуан (I в.) – часто упоминаемая в литературе почтительная жена; по Давая супругу еду, она всякий раз в знак уважения высоко поднимала столик.

Мэн Хо (III в.) – предводитель одного из народов на нынешней территории Юго-Западного Китая, с которым воевал Чжугэ Л ян.

Мэн-цзы (Мэн Кэ, 372 – 291 гг. до н. э.) – философ, виднейший из последователей Конфуция, развивший его учение.

Мэнчанцзюнь (“Правитель Мэнчана”) – Тянь Вэнь (III в. до н. э.), аристократ из царства Ци. Славился хлебосольством: у него собиралось до трех тысяч гостей, в том числе ученые и литераторы.

Не Чжэн – наемный убийца периода “Воюющих царств”, умертвивший первого министра царства Хань.

Пан Дэ-гун (II-III вв.) – землепашец, друг Чжугэ Ляна. Его не раз приглашали на службу, но он предпочел уйти в горы и заняться сбором лекарственных трав.

Пань Ань (правильнее – Пань Ань-жэнь, он же Пань Юэ, 247 – 300) – литератор, отличавшийся необыкновенной красотой. Когда он ехал по улице, женщины бросали в его повозку апельсины, чтобы обратить на себя внимание.

Пинъюаньцзюнь (“Владетель Пинъюаня”) – сын Улин-вана, царя Чжао (период “Воюющих царств”), прославленный меценат.

Се Ань (320-385) – видный государственный деятель и полководец; молодые годы провел на лоне природы в общении с талантливыми друзьями.

Се-и (правильно – Се) – легендарный помощник идеального правителя Шуня, считался прародителем племени шан-инь.

Сиванму (“Мать-царица Запада”) – одно из древних божеств, первоначально изображалась звероподобным существом, позднее приняла облик красавицы. Правительница Запада – страны мертвых.

Си Ши – древняя красавица. Когда Гоу-цзянь, царь Юэ, потерпел в 496 г. до н. э. поражение от Фу Ча, правителя царства У, он подарил победителю Си Ши. Фу Ча увлекся красавицей, забросил дела, а тем временем царство Юэ восстановило свои силы и разгромило войска У.

Су Дун-по – прозвание поэта Су Ши (см.).

Су У – ханьский военачальник, попавший в плен к сюнну и долгие годы пасший овец неподалеку от Северного моря (Байкала). По преданию, ему удалось с перелетным гусем послать о себе весточку домой, после чего он был вызволен из плена.

Су Цинь (IV в. до н. э.) – искусный дипломат эпохи “Воюющих царств”, сумел объединить шесть государств против чрезмерно усилившегося царства Цинь.

Источники:

    Сон в Нефритовом павильоне: Роман./Пер. с кор. Г. Рачкова; Пер. под редакцией Э. Шус-тера; Предисл. и коммент. В. Сорокина; Стихи в переводе Э. Шустера.

    М.: Худож. лит., 1982. 768 с.

    Аннотация: “Сон в Нефритовом павильоне” – одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков)