Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”)
Нависшая над Новгородом угроза установления власти Иоанна III заставила знатную жительницу города Марфу Борецкую открыто выступить против господства московского князя. Она всем сердцем убеждена, что Новгород должен сохранить свою свободу и независимость любой ценой.
Главный упрек Москвы Новгородскому княжеству состоит в том, что новгородцы, пользуясь своим удалением от земель, атакуемых внешним врагом, живут мирной жизнью. Они отделились от России и стали полностью независимыми.
Рассмотрим, какие доводы приводит Марфа Борецкая в
По ее словам, в прежние времена отцы нынешних новгородцев, вместе с другими русскими княжествами, “разили неприятелей вместе, и вместе с ними славились победами”. Теперь же земля русская страдает не только от внешних врагов, ее разоряют и внутренние войны. Борецкая замечает: “А новгородцы дерзнули не участвовать в междоусобиях князей…”
Таким образом, Марфе ясно, что под благовидным предлогом отражения внешних врагов московcкий князь стремится и Новгородское княжество втянуть в междоусобные войны.
Новгород – богатый и процветающий город.
А потом и самих новгородцев постигнет участь бедствующей России, нищета граждан. И Марфа не может согласиться с такой судьбой города.
Как любому самодержавцу, русскому князю нужны новые земли для расширения границ своего государства, для укрепления своего могущества. Им движет желание быть царем одного из самых больших государств, при этом он совсем не заботится о жизни своих подданных. Поэтому Марфа и произносит: “Сначала сделайте своих подданных счастливыми и соедините свои княжества, прекратите междоусобицы, тогда и мы приидем в царственный град Москву и скажем “Владей нами!”
Марфа отстаивает интересы своих сограждан, она твердо уверена, что с утратой свободы исчезнет и сам источник городского благополучия, будет установлена жестокая власть русского царя.
Иоанна III интересует только богатство Новгорода, а Марфа отстаивает интересы и счастье народа.
Эта женщина – страстная и пылкая защитница родного города, и ее никак нельзя обвинять в отсутствии патриотизма. Марфа Борецкая не заслуживает наказания, потому что слишком много сделала для Новгорода.
- Сравнительная характеристика речей Холмского и Борецкой в исторической повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Покорение великого Новгорода московским князем Иоанном III является одним из самых драматичных и ярких событий русской истории. Оно и нашло свое отображение в повести Н. М. Карамзина. Два крупных политических деятеля того времени – князь Холмский и Марфа Борецкая – отстаивают свои убеждения по поводу “новгородской вольницы”. Холмский является выразителем воли царя Иоанна за присоединение […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя? Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, […]...
- Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Сопоставьте используемые в речах Холмского и Борецкой средства эмоциональной выразительности. Чью, речь вы можете оценить выше как произведение ораторского искусства по силе убеждения? Речь московского боярина логически стройна. Он выдвигает основной тезис – самодержавный строй имеет несомненные преимущества перед […]...
- Своеобразие повести Карамзина “Марфа Посадница” Поэтизация республиканских доблестей древнего Новгорода в “Марфе Посаднице” особенно очевидна в случаях, когда Карамзин умышленно отходит от фактов, хорошо известных ему как историку. Различна, прежде всего, трактовка общественной жизни Новгорода в последние годы его вольности. В “Истории государства Российского” показана борьба между двумя партиями, из которых одна вполне открыто симпатизировала Москве, другая – поддерживала сепаратистские […]...
- Краткое содержание повести Карамзина “Марфа-Посадница” Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж и новгородцы сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили безрассудно: им должно было предвидеть, […]...
- Жизнь Великого Новгорода в романе “Марфа-посадница” Д. Балашова В романе “Марфа-посадница” (1972) Д. Балашов изображает деятельность Московского великого князя Ивана III, разрешившего в 1478 г. трехсотлетний спор о власти Москвы над Новгородом Великим. Москва, стремясь к единовластию, продолжала политику Александра Невского, преградившего путь Ливонскому ордену на Восток в 1240-1242 гг. С большой художественной выразительностью показаны жизнь Великого Новгорода в последнее восьмилетие (1470- 1478), […]...
- Характеристика Алексея и Натальи в повести “Наталья, боярская дочь”; Карамзина Алексей рассказал Наталье, что он сын несправедливо осужденного боярина Любославского, которого оклеветали, после чего он покинул Россию. Алексей от всех скрывал эту тайну, потому что боялся того, что царь отнесется к нему справедливо, а Наталье рассказал, так как полюбил ее и увидел взаимность. Влюбленные оказались связанными тайной, и им ничего не оставалось, как бежать, чтобы […]...
- Характеристика Натальи (по повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”) Главная героиня повести Карамзина – Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня – идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина. Наталья Андреева – 17-летняя девушка. Она очень красива: “Наталья была всех прелестнее”. Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек. Черные глаза Натальи, густые […]...
- Пересказ повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” В “Наталье, боярской дочери” создана картина “идеальной” монархии, где царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора, а приближенный государя был верным и полезным ему советником, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и […]...
- Нравственные проблемы в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” не так известна, как другие произведения Н. М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников. Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на мой взгляд, она связана с образом Алексея Любославского – возлюбленного Натальи. Из его рассказа мы […]...
- Человек и история (по повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”) Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека. Этот вопрос рассматривается и в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. В ней автор рисует времена, когда “когда русские были русскими, … жили по своему […]...
- Композиция повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый “сказочный” царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой. Повесть “Наталья, боярская дочь” сравнительно невелика и не очень богата событиями “внешнего” характера, так […]...
- Образ Алексея в повести Н. М. Карамзина “Наталья – боярская дочь” Алексей – главный герой повести. Автор представляет нам его в тот момент, когда Наталья увидела его в церкви. “Прекрасный молодой человек… как царь среди всех прочих людей”. Далее Карамзин называет его красавцем, говорит о том, что Наталья влюбилась в него с первого взгляда. Это помогает нам представить внешность героя. Далее автор характеризует Алексея через его […]...
- Пейзаж в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” В эпоху сентиментализма пейзаж в литературе играл особую роль: описание всегда имело поэтический характер, что сопутствовало описанию переживаний, внутренних ощущений героев. Если внимательно прочитать описание Москвы, убеждаешься в том, что автор хочет передать прекрасную, величественную картину, переданную при помощи эпитетов (лучезарный день), сравнений(как сизый дым, терялась…) и других художественных средств. Все гармонично в жизни. Это […]...
- История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. […]...
- Внутренний мир героини в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзин в повести “Наталья, боярская дочь” обращается к историческому прошлому России. Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила “Домостроя”, и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. […]...
- О повести “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина Главные герои повести – боярская дочь Наталья и Алексей Любославский. Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви. Алексей доверил Наталье […]...
- Образ главной героини в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Все же не следует преувеличивать “общественный” и “исторический” элементы повести: ее основными структурообразующими факторами являются раскрытие чувств, установление психологической мотивации поступков главных героев, событийная сторона в их жизни. Центральное место в повести занимает образ героини (что определено уже самим заглавием произведения). Карамзин красочно описывает привлекательную внешность Натальи: “Много цветов в поле, в рощах и на […]...
- Краткое содержание повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда. Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже […]...
- Сочинение на тему: “Сюжет и проблематика повести н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать “карамзинское течение” как “тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической”. Действие повести “Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, […]...
- Преступление и наказание характеристика образа Марфы Петровны ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Марфа Петровна – помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувернанткой, она выгнала ее, но, узнав про ее невиновность, раскаялась и […]...
- Краткая история Нижнего Новгорода в датах. История Нижнего Новгорода Краткая история Нижнего Новгорода в датах. История Нижнего Новгорода кратко Принято считать, что Нижний Новгород был основан в 1221 году. Князь Юрий Всеволодович выбрал место слияния Волги и Оки неслучайно. Во время военных походов этом устье собирались суздальские и муромские войска, которые могли защитить русские границы от набегов татар. Название вновь созданного города означало “новый […]...
- О чем повесть “Наталья, боярская дочь”; Карамзина Эта повесть о любви. В произведении показана настоящая любовь, которая, по мнению автора, превыше всего. Настоящее чувство преодолевает любые препятствия, оказывается сильнее любых предрассудков. Любящие по-настоящему люди должны быть вместе. Такова главная мысль повести. Идея выражена в словах “любовь всего сильнее”, которые написал в письме к отцу Натальи Алексей. Ее главные герои – Наталья и […]...
- Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб. Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина […]...
- Гроза характеристика образа Кабановой Марфы Игнатьевны Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы – антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных […]...
- СКАЗАНИЯ О КОНЦЕ НОВГОРОДА Когда потеря Новгородом своей независимости стала совершившимся фактом, в новгородской литературе появляются задним числом повести и сказания на тему о конечной судьбе Новгорода. В них большей частью покорение Новгорода Москвой объясняется тяжкими прегрешениями и нечестивыми поступками новгородцев. В новгородскую летопись под 1045 г. внесен следующий рассказ об иконе спаса, написанной греческими иконописцами в церкви Софии, […]...
- Повесть Карамзина “Наталья, дочь боярская” Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление – сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в каждой стране он имел своеобразные черты. Писатели-сентименталисты в центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения. При создании своих […]...
- Сочинение на тему: “Своеобразие повести “Бедная Лиза”Н. М. Карамзина” Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. […]...
- “Бедная Лиза” – “Первое национальное произведение” (по повести Н. М. Карамзина) Николай Михайлович Карамзин – представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность – так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, […]...
- Образ Лизы в повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, “Бедная Лиза” кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев – неправдоподобными, […]...
- Главная тема повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город – источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: “Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби”. Карамзин не […]...
- Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его “Бедная Лиза” стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не […]...
- Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления – сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести “Бедная Лиза” проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. […]...
- “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории” В. Г. Белинский (По творчеству Н. М. Карамзина) 1. Становление литературной деятельности. 2. Начало русской сентиментально-романтической прозы и поэзии. 3. Новаторство Карамзина и его значение для русской литературы. Н. М. Карамзин появился на свет в семье симбирского дворянина и провел свое детство в деревне, располагающейся на берегу Волги. Будущий литературный деятель получил замечательное образование в пансионе Шадена, профессора Московского университета. Еще будучи студентом, […]...
- Сравнительная характеристика образов Лизы и Натальи в повестях Карамзина Наталья оказывается персонажем, наделенным всеми “атрибутами” героинь сентиментальных повестей конца XVIII века, а не московитянкой допетровской Руси. И неудивительно, что Наталья является почти двойником “бедной Лизы”. В этом не трудно убедиться, сопоставив между собой обе повести. Сходству Лизы и Натальи не мешает даже большое различие в их социальном положении. Можно найти много общего в ситуациях, […]...
- Летописные повести о походах великого князя Ивана III ПОВЕСТИ О ПРИСОЕДИНЕНИИ НОВГОРОДА-летописные повести о походах великого князя Ивана III на Новгород в 1471 и 1477-1478 гг. и окончательном присоединении последнего к Русскому государству. Московская и новгородская повести о событиях 1471 г.-совершенно самостоятельные памятники, никак не связанные между собой. Московская повесть о походе Ивана III в 1471 г. читается в летописях, отражающих великокняжеские летописные […]...
- Психологический конфликт в повести Карамзина “Бедная Лиза” Лучшей повестью Карамзина справедливо признана “Бедная Лиза” (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении […]...
- Художественные особенности повести H. М. Карамзина “Бедная Лиза” 1. Первые шаги в психологической прозе. 2. Художественные особенности повести. 3. Новые приемы, используемые Карамзиным. Н. М. Карамзин, основоположник сентиментально-реалистической литературы, был признанным мастером создания замечательных повестей, рассказывающих о судьбах своих современников. Именно в этом жанре как нельзя полно раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина: “Фрол Силин”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”, “Юлия”, “Рыцарь нашего […]...
- Чувства и поступки героев в повести “Бедная Лиза” Карамзина < p>Повесть Карамзина “Бедная Лиза” открыла для русской литературы сентиментализм. На первый план в этом произведении вышли чувства и переживания героев. Главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности. < p>Повесть рассказывает о любви простой крестьянской девушки Лизы и богатого дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражен ее чистой и естественной красотой. […]...
- Изучение повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” в 9-м классе Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...