Сказкотерапия



Сказкотерапия

Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт ребенка, показывает способы разрешения моральных ситуаций; и к тому же в ней всегда побеждает добро.

Народная педагогика, отраженная в сказках, заложила образцы русской речи.

Авторская сказка продолжает традиции народной и также незаменима в развитии ребенка.

Рассмотрим значение

сказки:

– образец русской речи;

– воспитатель чувств;

– развитие речи;

– самосознание.

Сказка в жизнедеятельности ребенка:

– сфера “Природа” – экологическое воспитание, речевое развитие;

– сфера “Культура” – ознакомление с народными традициями, обычаями, речевое развитие;

– сфера “Люди” – правовое воспитание, другие люди;

– сфера “Я сам” – чувства (мораль), здоровый образ жизни; гендерное воспитание и т. д.

Сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу

каждого ребенка. Сказок великое множество, но все сказки в гендерном отношении можно разделить на 3 группы:

– мужские (главный герой персонаж мужского пола);

– Женские (главный герой персонаж женского пола);

– Смешанные (2 главных героя).

Сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие. Например: “Три поросенка” и “Колобок” – адекватное восприятие реальности, представление о враге и безопасности, желание победить врага.

Слагаемые успеха: крепкое убежище, объединение сил, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, удача.

“Маша и медведь”, “Хаврошечка”, “Морозко” – способность создания комфортной сферы, желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее.

Смешанные – взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонии.

В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней “невозможное возможно; в ней происходят нереальные события, невозможные превращения.

В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий.

Природа – структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди (речь). Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в экологическом воспитании ведущим методом является наблюдение, эксперимент, практика.

Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией, театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции детей. Поэтому хорошо подобранная сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе, экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические образы и события делают сказку увлекательной и интересной.

Например: сказки “12 месяцев” С. Маршака; “Под кустом” Н. Павловой; Б. Заходера “Серая звездочка”, “Про всех на свете” и другие. “Репка”, “Курочка Ряба” – решение экологических задач.

Речевое развитие:

– композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией, развязка);

– изобразительно-выразительные средства текста, особенности интонации (выражение отношения к содержанию);

– особенности рассказывания сказки: плавно, неторопливо, много повторов;

– Анализ сказки;

– самый веселый, грустный эпизод;

– эмоциональное состояние героев;

– личное отношение;

– важность каждого слова;

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – козленочек жалобнехонько закричал; “Морозко” – дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть-чуть языком шевелит);

– смысловое значение слов;

– пословицы и поговорки (Лиса и журавль – Как аукнется, так и откликнется);

– разрешение проблемных ситуаций;

– обращение к личному опыту;

– вопросы к сказке продумать;

– драматизация, инсценизация и т. п.

Для развивающей деятельности дидактические игры:

“Да – нет” Характеристика героев. Мальчик – с пальчик:

Маленький, скромный, трудолюбивый. Да или нет?

Красный зеленый

Характеристика поступков действий.

Лиса съела колобка? (Да).

Хорошо сделала лиса? Почему?

“Доскажи словечко” – досказать фразу из сказки: Шла лисичка по дорожке и нашла… (скалочку); пословицу.

“Вспомни имя” – Василиса… (прекрасная, премудрая); Поросята (ниф-ниф, …).

“Как в сказке говорится” – по картинкам подобрать эпитет (трава-мурава, муравушка и т. д.).

“Ответь на вопрос” – пословицей или поговоркой.

Без чего не вытащить рыбку из пруда?

В какие сани не следует садиться? И т. д.

Работа над сказкой должна заключаться не только в чтении и формальном ответе на вопросы, а в проживании смысла сказки, ее обыгрывании; это и продолжение сказки, замена концовки, замена ситуаций, замена проблемы или версийность ее, замена характера персонажей сказок, составление сказки с другими персонажами, составление сказки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сказкотерапия