Сказка о молодильных яблоках – древний славянский миф о путешествии в мир мертвых

Поиски молодильных яблок. Многие князья тосковали по ушедшей молодости и хотели продлить свою жизнь. Один из них особенно сокрушался о том, что когда-нибудь умрет.

И решил он послать доброго молодца Ивана за тридевять земель в тридесятое царство добыть ему молодильных яблок, вкушая которые боги обретали бессмертие.

Долго ли, коротко ли ехал Иван – попалась ему канава глубокая, а в ней огненная река течет. Ударил он своего коня, перескочил на другую сторону и видит избушку возле дремучего леса – на курьих ножках стоит. “Избушка,

избушка! Стань ко мне передом, а к лесу задом”.

Избушка повернулась. Входит в нее Иван – там Баба-Яга лежит, нос в потолок, ноги из угла в угол. “Фу-фу! – говорит. – Русским духом пахнет! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?” – “Ах ты, старая хрычовка!

Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай”. Она его напоила и дала ему волшебного коня: “Поезжай, недалеко есть царство – ты в ворота не езди, у ворот львы стерегут, а нахлыщи коня хорошенько, да прямо через тын перемахни. На тыну русские головушки насажены – ты на них не смотри,

а то дрогнешь, заденешь за струну – все царство взволнуется, тебе живому не быть!

А как перемахнешь через тын, тотчас ступай во дворец – в заднюю комнату, где спит Царь-девица: у нее на столике молодильные яблоки. Ты возьми яблоки и назад спеши, на ее красоту не заглядывайся”.

Погоня за Иваном. Иван сделал все, как учила его Баба-Яга. Только одного не выдержал – увидал Царь-девицу и поцеловал ее.

Стал на коня садиться-у коня ноги подгибаются, стал через тын перескакивать – и задел за струну. Вмиг все царство пробудилось; увидела Царь-девица, что похищены молодильные яблоки, и погналась за Иваном в погоню. Доскакал Иван до огненной реки, видит – догоняет его Царь-девица; стегнул коня плетью изо всех сил – перескочил волшебный конь через реку.

Говорит ему вслед Царь-девица: “Жди меня через двенадцать лет, на корабле приеду”.

Царь-девица увозит Ивана. Молодильные яблоки продлили жизнь старого князя. Но через двенадцать лет Царь-девица вернулась, как обещала, из тридесятого царства на крылатых кораблях и грозно потребовала выдать ей Ивана.

Два княжеских сына были побиты войском Царь-девицы, и пришлось князю послать Ивана на корабль.

Увезла его Царь-девица в тридесятое царство и взяла себе в мужья, а царству своему – во правители. Князь же, как съел все яблоки, что Иван привез, так вскоре и помер. Так и не удалось царям и князьям получить бессмертие. * * *

То, что мы прочитали, обыкновенная сказка, но в ней, проявился древний славянский миф о путешествии в страну мертвых. Восстановить его содержание в деталях почти невозможно, но понять сокровенный смысл, тайный язык привычных сказочных формул ученые попытались. И вот что у них получилось…

Тридесятое царство. И тут первая загадка: что это за царство? Славяне считали цифры три и девять священными, обозначающими полноту и завершенность.

Трижды девять царств на белом свете, а тридесятого нет. Где же оно может быть? – Очевидно, за пределами земли. Послал князь Ивана на тот свет.
Избушка на курьих ножках.

Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках. Как же туда добраться? Вспомним, что славяне сжигали своих покойников на костре. Дорога ведет Ивана через огненную реку к избушке на курьих ножках.

Все знают эту избушку, говорится о ней во многих сказках, но мало кто скажет, почему в нее обязательно надо войти и почему Иван не может объехать ее и скакать себе дальше.

Избушка эта не простая, и стоит она не просто на опушке леса у глубокой канавы – стоит на рубеже двух миров, живого и мертвого, и сама она вовсе даже не избушка – деревянная домовина, тесный гроб, через который только и можно попасть на тот свет. Не случайно Баба-Яга в ней едва помещается, лежит, нос в потолок, ноги из угла в угол. Открыть избушку можно только магическим заклинанием. “Избушка, избушка!

Стань к лесу задом, ко мне передом!” – говорит Иван и входит внутрь.

“Фу-фу! Русским духом пахнет!” – встречает его Баба-Яга, или даже еще яснее: “Как руска кость воня”. За этими словами древний мифический смысл. Баба-Яга не только чудовище, злой дух, она – труп, живой мертвец, недаром у нее одна нога костяная, как у скелета.

У мертвецов глаза потухшие, они слепые и видеть не могут. Поэтому Баба-Яга не видит Ивана, а вынюхивает его по запаху. Иван пахнет, как живой человек, Баба-Яга и говорит: “Русским (человеческим) духом запахло!” Сама она лежит в своей избушке-гробу на страже царства мертвых.

Живых людей Яга пожирает или сжигает в печи, и Ивану, чтобы пройти дальше, нужно ее обмануть.

“Напоила-накормила”. В ответ на не очень ласковое приветствие Иван набрасывается на Бабу-Ягу с бранью: “Ах ты, старая хрычовка! Не ты бы говорила, не я бы слушал.

Ты прежде меня напои-накорми, тогда и спрашивай”.

Зачем же герою в гробу есть захотелось? И почему он никогда не ест дома, перед выходом в поход, а всегда – в избушке на курьих ножках? И здесь скрывается забытый мифологический сюжет.

Славяне верили, что на том свете люди тоже нуждаются в пище и питье, и приносили жертвы своим умершим родичам на могилы. Но пища эта особая, и есть ее могут только мертвецы и слуги властелина загробного мира. Требуя у Яги еды, Иван показывает ей, что он – свой, обманывает ее, и после Баба-Яга не только не вредит ему, но даже помогает, дает волшебного коня и показывает дорогу к тридесятому царству. Есть пищу мертвых было опасно, можно было остаться на том свете навсегда, и обратная дорога через избушку становится для Ивана запретной: ему придется выбираться на белый свет чудесным образом, с помощью волшебной птицы или по тонкому мосту через огненную реку.

И все-таки он отважно съедает угощение, узнает маршрут в тридесятое царство и отправляется дальше.

Царь-девица. Здесь, на вражеской территории, властвует “Царь-девица”, выезжающая с девичьим войском на охоту за головами; ее дворец в горах окружен крепким тыном, на острых кольях которого надеты русские головы.

В этой части сказок к мифу о путешествии в страну мертвых, возможно, добавились доисторические воспоминания славян о столкновениях с воинственными и безжалостными амазонками – “женоуправляемыми” сарматами, две тысячи лет назад опустошавшими Восточную Европу.

Возвращение Ивана в загробный мир. Добыв молодильные яблоки, Иван привозит их князю, но через двенадцать лет Царь-девица является на Русь за его головой… Зачем этот сюжет, сказке ненужный и потому часто опускаемый или заменяемый свадьбой Ивана с Царь-девицей? Славяне, как и другие древние народы, верили, что миры живых и мертвых находятся друг с другом в равновесии.

Иван, побывав на том свете и вернувшись оттуда, нарушил его и открыл путь мертвецам на белый свет. Не случайно Царь-девица, явившись на Русь, угрожает выжечь и вырубить всю землю дотла, если ей не отдадут Ивана. И чтобы закрыть прореху в мировом порядке, Иван должен пожертвовать своей жизнью.

Он отправляется на корабль, и Царь-девица увозит его в загробный мир.

Мир живых и мир мертвых. Хотя мир метрвых невидим для людей в обычной жизни, он, по поверьям славян, тесно связан с миром живых. В особых случаях границы между мирами отркрываются, и человек может посетить “тот свет” или увидеть души предков. Существует поверье, что души умерших принимают вид птиц или бабочек.

Если постучится птица в окно – не к добру.

Под влиянием христианства у славян появились рассказы о том, как живые посещают “тот свет” и видят там мучения грешных душ.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сказка о молодильных яблоках – древний славянский миф о путешествии в мир мертвых