“Сказание о Вавилоне” своеобразный памятник переходного жанра
Рядом с переводной повестью, прочно усвоенной русской письменностью в XV в., на Руси создаются в этот период и оригинальные повести. Повести эти были весьма разнообразны по своему содержанию и характеру. Среди них были и рассказы о реальных и относительно недавних исторических событиях (близкие к уже упомянутому “Сказанию о Мамаевом побоище”), и легендарно-исторические повествования, и произведения, которые могут считаться первыми памятниками русской беллетристики.
“Сказание о Вавилоне”. Сказание о Вавилоне-граде, появившееся
Здесь рассказывалось о том, как православный царь Левкий-Василий решил добыть из Вавилона “знамения”, принадлежащие трем святым отрокам (упомянутым в Библии) – Онании, Озарии и Мисаилу. Он послал трех юношей – грека Гугрия, “обежанина” Якова и русина Лавра. Такой выбор не случаен, как выясняется из последующего
Над змеем надпись, составленная на трех языках – греческом, “обезском” и русском, для того чтобы прочесть ее, и нужны три посланца, владеющие этими языками. Из надписи они узнают, как перелезть через змея и добраться до сокровища. В заброшенном царском дворце они находят венцы царя Навуходоносора, драгоценные камни и кубки, отпивают из кубков и хмелеют.
На обратном пути один из них, “обежанин” Яков, задевает змея – “и восташа (поднялась) на змеи чешуя, аки волны морьския”. Послы успевают добежать до своих коней и возложить на них поклажу, но в это время змей просыпается и издает свист, от которого они падают, как “мертвии”. Потрясенный царь думает, что его послы погибли, но решает подождать их в течение нескольких дней.
Когда истекают все сроки ожидания, трое послов являются к царю и приносят ему венцы и “знамения из Вавилона”.
Таким образом, “Сказание о Вавилоне” – своеобразный памятник переходного жанра: от легенды к сюжетному повествованию. В последующей судьбе памятника важную роль сыграл именно его легендарный характер – он был включен в житийный сборник “Великие Минеи Четий”, соединился с политическими легендами XVI в.
- Краткое содержание “Слова о Вавилоне” Ы О гонцах, посланных царем Леукием, названным Василием при крещении, которых он послал в Вавилон взять знаменитые ценности у трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Грек Гурий, грузин Яков, русский Лавр – герои переводной повести, посланные византийским царем Василием в Вавилон за знаменитыми ценностями, которые хранились у трех святых отроков (упомянутых в Библии) […]...
- Ум и находчивость народа русского (“Сказание о белгородском киселе”) “Сказание о белгородском киселе” – отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где вымысел. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, […]...
- СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ Русская литература возникла около тысячи лет назад, когда появились первые рукописные книги. Эти книги писали обычно в монастырях, и рассказывалось в них о событиях из года в год (из лета в лето), поэтому они и называются летописями. Одна из самых известных летописей – “Повесть временных лет”, автор которой – ученый монах Киево-Печерского […]...
- Сказание о создании ночи (по индийскому мифу) (2) Мифы – это рассказы, рожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. Древнеиндийский миф “Сказание о создании ночи”, с которым мы недавно познакомились на уроке литературы, дает нам представление о некоторых особенностях верований древних индийцев, которые по-своему стремились истолковать происхождение некоторых явлений, например смены дня и ночи, рассказать о значении времени в человеческой […]...
- Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА – памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 октября 1246г. Князь, приехавший просить ярлык на […]...
- Сказание о житии Александра Невского Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди. Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни […]...
- Сказание о знамении от иконы Богородицы В новгородском Трефологионе, или Патерике, это сказание, известное вообще в очень большом количестве списков, основанное на кратком летописном известии под 1169 г. и затем литературно обработанное Пахомием Логофетом, начинается издалека. После того как Ярослав Мудрый, отомстив Святополку за убийство Бориса и Глеба, переселился из Новгорода в Киев, “новгородцы от него за великое их исправление к […]...
- Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет) 4-6 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, – вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный пере-ходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а […]...
- “Сказание о Борисе и Глебе”: сходство и различие с каноническими житиями 1. Особенности жанра жития. 2. Исторический контекст жития Бориса и Глеба. 3. Особенности повествования в “Сказании…”. Житие – это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. Жанр жития возник достаточно давно. Пожалуй, можно сказать, что Евангелие является житием Христа, а в […]...
- Сопоставительный анализ “Памятник” Г. Р. Державина и “Памятник В. Я. Брюсова Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г. Р. Державина и В. Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников. В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ “Многоточие – своеобразный антоним точки” < p>Что такое многоточие в русском языке? Это один из самых по смыслу интересных знаков препинания, который обозначает неоконченность мысли в предложении. Мысль будто продолжается… < p>Фраза о некоем противостоянии многоточия и точки принадлежит известному лингвисту С. Евграфовой. И действительно, ведь смысл появления на письме многоточия и точки прямо противоположен. Точка обозначает завершенность мысли. Сказали […]...
- “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Сравнение (Сравнительный анализ) Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт – это божий посланник, который должен нести свет и радость народу. А у Державина поэт – человек, создавший свою немеркнущую славу стихами. Стихотворения почти одинаковы по композиции. Только […]...
- Стихотворения А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” и Г. Р. Державина “Памятник” (Сравнительный анализ) Сравнительный анализ стихотворения А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” и стихотворения Г. Р. Державина “Памятник”. Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт – это божий посланник, который должен нести свет и радость народу. […]...
- Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова “Скоморох Памфалов”, “Гора”, “Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине” От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы нехристианской литературы “Скоморох Памфалов”, “Гора* “Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине”, персонажи которых рисовались двойниками и предтечами российских праведников. Глубинный легендарно-исторический фон был тем более важен, что в творчестве Лескова конца 70-х годов XIX века появляется серия […]...
- Краткое содержание “Самого богатого человека в Вавилоне” Чтобы создать богатство, копите деньги и грамотно инвестируйте их Почему лишь немногие становятся богатыми? Потому что одни откладывают каждую сэкономленную копейку, а другие тратят все заработанное на безделушки. Нужно не только копить деньги, но и знать, как использовать их с умом. Первый шаг – это начать откладывать деньги. Ведите экономный образ жизни. Сократите расходы на […]...
- Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе Сказание о белгородском киселе Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться […]...
- Сказание о крестьянском сыне Следует еще остановиться на одном пародическом произведении – на “Сказании о крестьянском сыне”, вышедшем, видимо, нз той же среды, что и “Праздник кабацких ярыжек”, судя по тому, что и тут автор также обнаруживает хорошую осведомленность в церковной службе и в “священном писании”. Предположительно, судя по языку, относим “Сказание” к концу XVII в., хотя не исключена […]...
- Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче” ПОВЕСТЬ О ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ. П., называемая в рукописях по-разному (“Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче”, “Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и о его храбрости и невообразимой красоте царевне Анастасии Вахромеевны”, “История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче”), представляет собой запись устной сказки. Ученые считают, что сюжет ее пришел на […]...
- “Сказание” Авраамия Палицына Одним из популярнейших произведений, посвященных “Смуте”, было “Сказание” Авраамия Палицына, в полном своем составе дошедшее до нас в большом количестве списков XVII-XVIII вв. и частями входившее в Хронографы. Помимо окончательной редакции “Сказания”, самого обширного из всех произведений на тему о “Смуте”, заключающего в себе 77 глав, известны еще два варианта более ранней редакции первых шести […]...
- Сказание о лыжном походе Как-то раз собрался Наш весь класс, Наш весь класс, На досуге от учебы В рощу погулять, В рощу погулять, На лыжах покататься. Собирались, собирались, Только двое собрались. Самые отважные, самые умелые, Стойкие да смелые. А учитель физкультуры На морозе коченел, На морозе коченел, Ожидая, как весь класс, Как весь класс к нему придет. Добры молодцы […]...
- “Сказание о Борисе и Глебе” краткое содержание У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жен. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. […]...
- Сказание о Сохрабе ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Абулькасим Фирдоуси ок. 940 – 1020 или 1030 Сказание о Сохрабе – Из поэтической эпопеи “Шахнаме” (1-я ред. – 944, 2-я ред. – 1010) Однажды Ростем, пробудившись чуть свет, наполнил стрелами колчан, оседлал своего могучего скакуна Рехша и помчался к Турану. По дороге булавой разил он онагра, зажарил его на вертеле из ствола […]...
- Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ Опера в четырех актах (шести картинах) Либретто В. И. Бельского Действующие лица: Князь Юрий Всеволодович Княжич Всеволод Юрьевич Феврония Гришка Кутерьма Федор Поярок Отрок Бас Тенор Сопрано Тенор Баритон Меццо сопрано Двое лучших людей: 1-й 2-й Тенор Бас Гусляр Медведчик Нищий-запевала Бас Тенор Баритон Бедяй Бурундай } […]...
- Памятник А. С. Пушкину в Москве В русской поэзии немало стихотворений, в которых сам автор дает оценку своему творческому наследию. Всем известно и стихотворение А. С. Пушкина, в котором великий поэт имел все основания утверждать: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа. Под памятником здесь, конечно, подразумеваются Сочинения, которые прославили автора; […]...
- “Памятник” А. С. Пушкина И Г. Р. ДЕРЖАВИНА – ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, […]...
- Сочинение на тему: ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ В русской поэзии немало стихотворений, в которых сам автор дает оценку своему творческому наследию. Всем известно и стихотворение А. С. Пушкина, в котором великий поэт имел все основания утверждать: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Под памятником здесь, конечно, подразумеваются сочинения, которые прославили […]...
- “Повесть временных лет” – выдающийся памятник древнерусской литературы Один из памятников древнерусской литературы “Повесть временных лет” охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые слова этого произведения: “Вот повести временных лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля”. “Повесть…” – обширная летопись, рассказывающая о возникновении и становлении русского государства. Территория, где […]...
- Мысль Пушкина о “правдоподобии” и “неправдоподобии” драмы как жанра Единство места, обусловленное стремлением обеспечить правдоподобие сценического зрелища, заставляет драматурга показывать всех лиц и все события в одном месте на протяжении всей трагедии. Но в этом содержится и самоотрицание, ибо что может быть более неправдоподобным, чем то, что актеры на подмостках ведут себя так, как будто бы рядом с ними не существует переполненного зрителями зала. […]...
- Киево-Печерский патерик как памятник житийной литературы Патерик (от гр. pater – отец) – название сборника жизнеописаний пустынников и монахов какого-то одного монастыря, края или определенной общины. Общая характеристика сборника. Среди книг житийной литературы виднейшим и любимейшим у читающей публики был “Киево-Печерский патерик”. Его составили во второй половине ХI – первой половине ХII ст. Длительное время распространялся в рукописях. Это сборник рассказов […]...
- Своеобразие жанра комедии Грибоедова “Горе от ума” “Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.” (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова, критики подходили к важному вопросу являются ли особенности ее (комедии) результатом недостаточного мастерства Грибоедова-драматурга (непродуманности плана, вялости интриги), или же они […]...
- Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” …пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Из письма А. С. Пушкина. “Евгений Онегин” Пушкина – первый русский реалистический роман. Это произведение стало новым словом не только в русской, но и мировой литературе. А. С. Пушкин в своем романе сделал много художественных открытий. Жанр и композиция романа не являются исключением. В письме […]...
- Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Работу над произведением “Мертвые души” Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и серьезного подхода. Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть недостатки, найти их причины, указать пути решения проблем; рассмотреть положительные начала русской жизни, выразить твердую уверенность […]...
- Анализ стихотворения Г. Р. Державина “Памятник” Гавриил Романович Державин – великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь. Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения “Памятник”, которое было написано в […]...
- Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам во многом становится ясна основ-ная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержа-ние: от определения “роман” мы ждем описания жизни героев от начала до конца, от комедии – динамичного действия […]...
- Теоретическое осмысление жанра сонета В немецкой поэзии в эпоху Возрождения не было крупных поэтов, потому и сонеты отсутствовали. XVII век стремился словно наверстать упущенное, к сонетам обращаются все поэты периода Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, П. Флеминг. Зачинателем выступал М. Опиц, который в “Книге о немецкой поэзии” (1624) убедительно пропагандировал сонет: “Каждый сонет состоит из четырнадцати стихов; первый, […]...
- Сочинение на тему: ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ КОМУ-ТО ЧЕРНЫЙ ГЛАЗ СЛЕПИЛИ (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ: ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ) Церковь на Руси всегда была чем-то большим, чем просто культовое здание. Во внешнем облике православных храмов не было ничего случайного, и каждая деталь имела особый символический смысл. И возведение церквей на Руси также имело свои особенности. Часто храмы возводились в ознаменование важных исторических событий. Поэтому […]...
- Эволюция житийного жанра в древней русской литературе Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские “жития”, служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей “похвалу” святому, причем недостаток сведений (наприм. о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого – необходимая составная часть Ж. В рассказе о самой жизни […]...
- “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими […]...
- Сочинение на тему: ПАМЯТНИК ЧЕХОВУ “Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди”, – писал Антон Павлович Чехов. Именно эти слова великого писателя-сатирика я поместила бы на постаменте его памятника. Чехов обладал способностью не только видеть человека насквозь, замечать все его слабости и недостатки, но и выставлял эти недостатки на всеобщее обозрение, высмеивал, […]...
- Повесть временных лет “Сказание о Кожемяке” Нестора Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся – на берегу Днепра стояли полчища печенегов. Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи – на другом, и никто не начинал битвы первым. И подъехал печенежский князь к реке, вызвал […]...