“Сказание о Вавилоне” своеобразный памятник переходного жанра



Рядом с переводной повестью, прочно усвоенной русской письменностью в XV в., на Руси создаются в этот период и оригинальные повести. Повести эти были весьма разнообразны по своему содержанию и характеру. Среди них были и рассказы о реальных и относительно недавних исторических событиях (близкие к уже упомянутому “Сказанию о Мамаевом побоище”), и легендарно-исторические повествования, и произведения, которые могут считаться первыми памятниками русской беллетристики.

“Сказание о Вавилоне”. Сказание о Вавилоне-граде, появившееся

в русской письменности уже в XV в., в последующие века получило большое распространение вместе с рядом публицистических памятников, прославляющих величие Русского государства. Но в своем первоначальном виде “Сказание” было не публицистическим, а скорее повествовательным памятником.

Здесь рассказывалось о том, как православный царь Левкий-Василий решил добыть из Вавилона “знамения”, принадлежащие трем святым отрокам (упомянутым в Библии) – Онании, Озарии и Мисаилу. Он послал трех юношей – грека Гугрия, “обежанина” Якова и русина Лавра. Такой выбор не случаен, как выясняется из последующего

повествования. Послы добираются до развалин Вавилона, обросшего “былием” (травой), и оказываются перед огромным спящим змеем.

Над змеем надпись, составленная на трех языках – греческом, “обезском” и русском, для того чтобы прочесть ее, и нужны три посланца, владеющие этими языками. Из надписи они узнают, как перелезть через змея и добраться до сокровища. В заброшенном царском дворце они находят венцы царя Навуходоносора, драгоценные камни и кубки, отпивают из кубков и хмелеют.

На обратном пути один из них, “обежанин” Яков, задевает змея – “и восташа (поднялась) на змеи чешуя, аки волны морьския”. Послы успевают добежать до своих коней и возложить на них поклажу, но в это время змей просыпается и издает свист, от которого они падают, как “мертвии”. Потрясенный царь думает, что его послы погибли, но решает подождать их в течение нескольких дней.

Когда истекают все сроки ожидания, трое послов являются к царю и приносят ему венцы и “знамения из Вавилона”.

Таким образом, “Сказание о Вавилоне” – своеобразный памятник переходного жанра: от легенды к сюжетному повествованию. В последующей судьбе памятника важную роль сыграл именно его легендарный характер – он был включен в житийный сборник “Великие Минеи Четий”, соединился с политическими легендами XVI в.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Сказание о Вавилоне” своеобразный памятник переходного жанра