Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Системы рифмовки
Системы рифмовки
<
p>Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым ( Аабб ) ( Одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).
Это наиболее распространенная и очевидная
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Следующий способ – перекрестная рифмовка – пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная – рифмовка первого стиха с третьим, второго – с четвертым
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще – первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Третий способ – кольцевая (в других источниках – опоясанная, охватная) – уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) – первый стих – с четвертым, а второй – с третьим.( Абба )
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
И наконец, Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: Абвабв, Абввба и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- В. Я. Брюсов. Тени прошлого. Составьте схему рифмовки брюсовского сонета В. Я. Брюсов. Тени прошлого Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как […]...
- Виды строф в классической поэзии Четверостишия Четверостишие ( Катрен ) – наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки. Октавы Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих – с четвертым и шестым, седьмой стих – с восьмым. Схема октавы: Абабабвв В шесть лет он был ребенок […]...
- Онегинская строфа Онегинская строфа 1. Изобретенная Пушкиным для “Евгения Онегина” строфа, которая включает 14 строк и состоит из трех четырехстиший с различными видами рифмовки и двустишия с парной рифмовкой. Онегинская строфа обычно отличается внутренней самостоятельностью. Но встречаются строфы “разомкнутые”, “открытые”, когда тема переходит из одной строфы в другую, что связано с общим пушкинским замыслом “свободного романа”. В […]...
- Что такое ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА “ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА” – особый вид строфы, созданный Пушкиным в “Евгении Онегине”. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие. Схема рифмовки онегинской строфы – ababccddeffegg. Таким образом, в первом четверостишии рифмовка перекрестная, во втором – парная, в третьем – кольцевая и в заключительном двустишии парная. Онегинская строфа писалась четырехстопным […]...
- Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […]...
- Сонет Сонет – стихотворение, состоящее из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Жанр сонета предусматривает четкую схему рифмовки строк: в “итальянском сонете” такая схема определяется формулой: abab abab cdc dcd. Существовали дополнительные “правила”: строфы должны заканчиваться точками; слова – не повторяться, последнее слово – быть “ключевым”; четыре строфы – соотноситься друг с другом по […]...
- Системы контроля Системы контроля. Множество проблем становятся решаемыми при установке контроля и ограничения доступа в охраняемую зону. В данной статье мы представим вашему вниманию всю важность и необходимость Системы контроля доступа И докажем их практичность. 1.На входную дверь монтируется специальный электромагнитный замок и доводчик(вы уже не раз видели подобные, их используют при установке домофонов).Панель, прикрепленная перед входной […]...
- Системы стихосложения Системы стихосложения Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода: 1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха; 2)XVIII-XIX века – господство силлаботоники; 3)XX век – […]...
- Конспект урока биологии “Значение физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы” 8 класс Конспект бинарного урока биологии и физической культуры В 8-м классе. Автор Коваленко О. И. Тема: “Значение физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы”. Задачи: Образовательная Показать влияние физической культуры нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; определить зависимость работы сердца от физической нагрузки. Отработать навыки самостоятельной работы при выполнении по инструктивной карте; определить по пульсу степень тренированности вашего […]...
- Сценарий “Шуточные загадки Периодической системы химических элементов” Учитель химии ГОУ СОШ №521 Пономарева Елена Михайловна. Внеклассное мероприятие. Игра: ” Шуточные загадки Периодической системы химических элементов” Цель: Укрепить знание элементов расположенных в Периодической системе Д. И. Менделеева. Задачи: Развить ориентировку учащихся по Периодической системе в игровой форме. Привить интерес к предмету. Оборудование: – Таблица Периодической системы Д. М. Менделеева. – Жетончики. Сценарий. Правила […]...
- Эволюция системы государственного управления древнерусского государства 2.2.1. Эволюция системы государственного управления По форме правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Складывающуюся систему государственного управления нужно рассматривать на двух уровнях – центральном и местном. К центральному уровню власти относились три важнейших элемента: монархический элемент – Великий князь Киевский (глава Древнерусского государства, который сначала играл роль только приглашенного военачальника и судьи, но постепенно […]...
- Преимущества Портала “Класна оцінка” как системы информатизации школы Основные преимущества Всеукраинского школьного портала “Класна оцінка” перед другими проектами, предлагаемыми в Интернете: Подключение к Порталу и использование сервисов Портала всеми пользователями – БЕСПЛАТНОЕ. Портал специально разработан с учетом потребностей и специфики национальной школы, с привлечением ведущих преподавателей-методистов учебных заведений. Создание в учебном заведении полноценной системы информатизации учебно-воспитательного процесса. Возможность мониторинга текущей успеваемости учащихся со […]...
- Произведения Солженицына публицистическое исследование репрессивной системы Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель […]...
- Реформирование государством системы “наука – государство” Преобразования, произошедшие в системе “наука – государство”, трудно оценить однозначно. С одной стороны, есть крупные изменения, которые носят принципиальный характер и охватывают как политические, так и экономические аспекты ее (системы) функционирования. С другой стороны, в реформировании науки, как и в перестройке других сфер общества, много непоследовательности, неразберихи, часто слова не подкрепляются делами, реформы пробуксовывают, а […]...
- “Сатирическое изображение тоталитарной системы в рассказах Зощенко” “…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь… Ему не собрать народных рукоплесканий…” Гоголь. О жизни Михаила Михайловича Зощенко (1895- 1958 гг.) моим сверстникам известно, пожалуй, не так уж и много. Долгие годы творчество этого замечательного писателя находилось под негласным запретом. Недавно мне в руки попался сборник сатирических произведений […]...
- Особенности системы образов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. Две сюжетных линии романа. 2. Роман о Понтии Пилате. 3. Роман о судьбах Мастера и Маргариты. 4. Двойники и антиподы в романе. 5. Сложное единство композиции и системы персонажей. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, ставший программным произведением для творца и хрестоматийным для всей русской литературы, является сложны как композиционно, так и стилистически. […]...
- Тест “Планеты солнечной системы” 4 класс Планеты Солнечной системы А1. Укажи самую большую планету Солнечной Системы. 1) Юпитер 2) Земля 3) Нептун 4) Уран А2. Укажи, чем является Луна? 1) планетой 2) спутником 3) звездой 4) кометой А3. Отметь время движения Земли вокруг своей оси. 1) 24 часа 2) 7 дней […]...
- Контрольная работа “Системы счисления” 9 класс Контрольная работа по теме “Системы счисления” Вариант 1. 1. Переведите числа в двоичную систему счисления: А) 158 б) 17 1/8 (дробь) 2. Переведите числа в десятичную систему счисления а) 101010112 б) 1011,1012 3. Переведите число 10110010111100102 А) в восьмеричную систему счисления, Б) в 16-ричную систему счисления 4. Выполните действия: а) 10110,112 + 1101,012 Б) 1010102 […]...
- Технологическая карта по географии “Земля – планета Солнечной системы” 5 класс Гилина Марина Дмитриевна Учитель географии МБОУ “Каменская основная Общеобразовательная школа” Ильинского района Пермского края Тема урока “Земля – планета Солнечной системы” Цели: Личностные : формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности. Предметные : выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет. Метапредметные : совершенствование умений выделять проблему, […]...
- Урок по алгебре для 7 класса на тему “Системы линейных уравнений с двумя переменными” МКОУ “Петуховская средняя общеобразовательная школа №1” “Системы линейных уравнений с двумя переменными” , 7 класс Г. Петухово 2015г. Девиз урока: “Деятельность – единственный путь к знанию” Дж. Бернард Шоу ЦЕЛИ УРОКА: Формирование способности к самостоятельному исследованию системы линейных уравнений с двумя переменными. Развитие способности к самостоятельному планированию, организации работы; Воспитание познавательного интереса к математике. Развитие […]...
- Сонеты < p>Сонет бывает Итальянский и Английский. Итальянский сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова: Абаб Абаб Вбв Гбг Или Абба Абба Вгв […]...
- Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? В начале своего рассуждения отметьте, что в арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины Мира, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит важным способом передачи […]...
- Теория и практика стихосложения Изучение лирики на начальной ступени литературного образования – дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности. Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся […]...
- Что такое РИФМОВКА РИФМОВКА – расположение рифмующихся строк в стихе. Существуют три основных типа рифмовки: парная (иначе смежная), когда рифмуются между собой две соседних строчки (“Пружина чести, наш кумир! // И вот на чем вертится мир!”), перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т.д. (“Во глубине сибирских руд // Храните гордое терпенье. // Не […]...
- “Нежнее нежного” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Нежнее нежного” написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник “Камень”. Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в “Башне” Вячеслава Иванова. В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Что такое “Строфа” СТРОФА – группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Именно повторяющаяся. Говорят и об “одиночных строфах”, которые часты в малых жанрах, эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях. Ho это не строгое обозначение. “Граница между вольной рифмовкой и одиночной строфой условна; наибольшей длиной последних считают 8-10 строк”. Окончания стиха, […]...
- Не видно птиц… (Бунин Иван Алексеевич Стихи) Не видно птиц. Покорно Чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от […]...
- Кто создан из камня, кто создан из глины (Цветаева Марина Стихи) Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и нагробные плиты… – В купели морской крещена – и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое […]...
- О первый ландыш! Из-под снега (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем – неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. Историко-биографический материалИстория создания […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэт” Стихотворение “Поэт” было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение “Поэт” в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие […]...
- Во глубине сибирских руд (Пушкин Александр Сергеевич Стихи) Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и […]...
- А. С. Пушкин. Сонет Сонет, написанный Пушкиным в 1830 году, рисует общие контуры истории сонета. Что из истории сонета осталось в вашей памяти после чтения этого произведения Пушкина? В истории сонета как жанра Пушкин обозначил несколько этапов и назвал несколько имен. Сведения об этом даны в комментариях, и запоминаются именно они. Однако при первом чтении заинтересовывает то обстоятельство, что […]...
- Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; оказывать содействие формированию гуманной личности. Оборудование: портрет А. Пушкина, гроздь на тему “Пушкин”. Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков. …И думы в голове волнуются бессонные, и […]...
- Еще майская ночь (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит […]...
- Жуковский, Кубок. Что отличало рыцаря от простого латника? Что отличало рыцаря от простого латника? Слово “рыцарь” первоначально обозначало “всадник”. Это был тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом. Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за […]...
- Тест на тему “Язык HTML – это” Автор: Реуцкая Елена Александровна Тест на тему “Язык HTML – это” 1. … Текстовый файл, имеющий расширение. html; Язык разметки гипертекста; Инструкция браузеру, указывающая способ отображения гипертекста. 2. Какое расширение имеет HTML – файл? .jpg .doc .html 3 . Тег – это… Инструкция браузеру, указывающая способ отображения гипертекста; Текстовый файл, имеющий расширение. html; Язык разметки […]...
- Тест к роману “Капитанская дочка” А. С. Пушкина 1. Какое суждение является верным? А. Образ Пугачева является центральным в повести Б. Образ Пугачева не является центральным, но важен для изображения русского бунта В. Образ Пугачева важен для раскрытия образа Гринева 2. Чем является повесть “Капитанская дочка” А. С. Пушкина? А. Объективным изложением реальных событий Б. Авторским вымыслом В. Пропущенным через художественное воображение автора […]...
- Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Кубок” Что отличало рыцаря от простого латника? Слово “рыцарь” первоначально обозначало “всадник”. Это был тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом. Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за […]...
- Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” (Блок Александр) 1. ПРОБЛЕМА В данном для анализа тексте поэт размышляет о воодушевлении женской красотой. 2. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Автор описывает женскую красоту как непобедимую силу, способную сводить с ума. Рассказчик никогда не общался с девушкой, о которой говорит, лишь видел ее “каждый вечер, в час назначенный” в окне дома, но и этого хватало для того, чтобы незнакомка […]...