Система персонажей в пьессе “На дне” Горького М. Ю
Горький знал мир “бывших людей” не понаслышке. “Когда я писал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого “босяка”, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” – это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме”. Раскрывая характеры обитателей ночлежки, писатель делает со-циально-философские обобщения.
В пьесе Горький поставил вопрос
Перед читателем разыгрывается сразу несколько драм, и нет среди их участников ни одного человека, которому можно было бы дать однозначную характеристику. Все ночлежники осознают свое существование как ненормальное и мечтают выбраться со дна жизни. Между окружающей жизнью и героями пьесы во многом оборваны важнейшие связи: общественные, духовные, семейные, профессиональные. В то же время ничто не связывает
Они случайно оказались в одном месте и, быть может, завтра же разойдутся в разные стороны и никогда друг о друге не вспомнят. Перед читателем предстает как бы “обнаженный” человек, лишенный тех внешних наслоений (культурных, профессиональных и др.), которые он неизбежно приобретает, живя в человеческом обществе. Как поведут себя эти люди? Как они будут строить свою жизнь?
Кто и как им может помочь? Вот вопросы, которые интересуют Горького, читателей, зрителей.
Обратите внимание на описание подвала: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды…” В подвале живут люди, которых сюда загнала судьба. Горький вводит в описание символику (некоторые исследователи называют ее символикой ада): располагается ночлежка ниже уровня земли (свет падает “сверху вниз”); обитатели ее ощущают себя “мертвецами”, “грешниками”.
Если вспомнить песню, которую поют в подвале: “Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно”, то возникает еще одно значение – тюрьма.
Кто же они, обитатели ночлежки? Бывший рабочий Клещ, его жена Анна, бывший актер, бывший барон, а теперь все они люди без определенных занятий. Девица легкого поведения Настя, торговка пельменями Квашня, картузник Бубнов, сапожник Алешка, крючник Кривой Зоб, Татарин, Сатин, сестра Василисы Наташа, старец Лука.
Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни, но бессильны что-либо изменить. У них возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая дает им надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, люди эти гибнут.
Владельцы ночлежки, Василиса и Костылев, тоже в общем-то люди дна, но “выше” по социальному статусу, чем “жители” подвала. Ночлежники “находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек”, которые “так ставят дело, что человеку необходимо совершить преступление…” (М. Горький).
Василиса злобно набрасывается на Настю: “Ты чего туг торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем?
Мети пол!” Она способна из ревности ошпарить кипятком родную сестру, любовника использовать для расправы с ненавистным мужем… “Сколько в ней зверства, в бабе этой!” – говорит Бубнов. Представитель власти полицейский Медведев как бы узаконивает это: “Никого нельзя зря бить… бьют – для порядку…”
Пьеса “На дне” не только социальная, но и философская. Герои пьесы – фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. По мнению Ю. Айхенваль-да, “они все – философы. Их у Горького целая академия.
Большинство из них – бродяги, странники, беглецы – время проводят в обобщениях, в монотонной беседе отвлеченно-этиче-ского характера… только и говорят, что о правде, о душе, о совести”.
О чем рассуждают герои пьесы? О вере, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде, о равенстве, счастье, любви, таланте, законе, гордости, сострадании, жалости, покое, смерти… Эти темы в связи с самым важным для них вопросом: “Что такое человек, для чего он явился на землю и в чем смысл его жизни?”
Литературовед В. Ю. Троицкий отмечал, что “ночлежники иногда вспоминают и беседуют о вере, но чаще всего понимают ее в обыденном смысле. Поглощенные нелегкой добычей хлеба насущного, обитатели “дна” в большинстве своем глубоко равнодушны ко всему вечному, святому, к Богу. …Все ночлежники живут “без солнца”, без истинной веры, без Бога. И это катастрофическое безверие усугубляет безысходность их положения”.
В понимании ночлежников человеческое достоинство, независимость и свободу разделить невозможно. О какой свободе, независимости мечтает каждый из них? Василиса – освободиться от мужа, Клещ – от хозяев ночлежки. Квашня гордится, что она свободная женщина…
Сатин “подводит итог”: “Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!” О чем мечтают другие герои? Настя – о прекрасной, чистой, светлой любви; Актер – о возвращении на сцену; Васька Пепел – о честной жизни. Но, говоря о человеческом достоинстве, они его попирают своим поведением, отношением друг к другу, словом… “Ты чего хрюкаешь?”, “Врешь!”, “Козел ты рыжий!”, “Дура ты, Настька…”, “Молчать, старая собака!”, “Бродячие собаки”, “Свиньи”, “Звери”, “Волки” – вот неполный набор обращений друг к другу характеристик. Почему это возможно?
Потому что живут… без веры в Бога, в честь, совесть. “А куда они – честь, совесть?”, “В совесть – я не верю”, – говорит Пепел. Не верят и другие обитатели ночлежки.
Сатин и Лука.
Главные “философы” в пьесе – Сатин и Лука. Сатин, бесспорно, один из самых колоритных персонажей. Арестант и убийца, он дает характеристику босякам: “тупы, как кирпичи”, “скоты”.
Он лучше других понимает Луку, соглашается с ним, что люди “для лучшего живут”, что правда связана с представлениями о человеке, которого нельзя принижать и обижать. В IV акте в начале своего монолога он защищает и одобряет Луку, но во второй части монолога вступает с ним в спор – исключает жалость к человеку, провозглашает гимн людям сильным, гордым: “Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!..”
Лука – утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Обращаясь к Пеплу, он спрашивает: “…чего тебе правда больно нужна…
На что самому себя убивать?” Этому персонажу принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в людях лучшее.