Система образов Вишневого сада
Система образов “Вишневого сада”;, в соответствии с идейнотематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на положительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо чеховское определение: “плохой хороший человек”;.
Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская
Этот “вечный студент”;, несмотря на все свои замечательные речи, насыщенные общественно-политическим, гражданским пафосом, тоже оказывается неприспособлен к реальной жизни, а потому его красноречие в чем-то сродни болтливости Гаева. Аня, как это часто бывает у Чехова, воплощение молодости, надежд, веры в прекрасное будущее, но в практической жизни она беспомощна, как и ее мать. Варя же, девушка серьезная, строгая, хозяйственная, наоборот, оказывается слишком приземленной и, может быть, именно потому счастье ускользает от нее.
Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца.
Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом “мягкий человек”;, наделенный “душой артиста”;. Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце “нечаянно”; завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит победителем. Парадокс состоит в том, что он человек, который один способен по-настоящему оценить вишневый сад (именно ему принадлежат самые проникновенные, поэтические слова о вишневом саде), именно он должен своими руками губить эту красоту – других выходов из сложившейся ситуации нет.
Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось – не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о “нескладной, несчастливой жизни”;, которая “знай себе проходит”;.
Он единственный из героев осознает ограниченность своей “правды”; и необходимость поиска “общей идеи”;, что сближает его позицию с авторской точкой зрения.
Чехов в “Вишневом саде”; показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми его намерениями и результатами его социальной деятельности. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного “среднего”; человека, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова – и в его пьесах, и в рассказах и повестях.
Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин – это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.