Система образов Вишневого сада

Система образов “Вишневого сада”;, в соответствии с идейно­тематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на поло­жительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо че­ховское определение: “плохой хороший человек”;.

Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская

с ее неуравновешенностью и чув­ствительностью, полной непрактичностью и эгоизмом, но при этом она женщина, способная преданно любить, обладающая щедростью и широтой души, внутренней и внешней красотой; Гаев, сентимен­тальный и инфантильный, абсолютно неприспособленный к жизни, но добрый и сердечный человек. Оба они обладают той внутренней культурой, которая всегда характеризовала обитателей “дворянских гнезд”;, но стала уже уходить в прошлое. В противоположность им в будущее устремлен наивный в своих благородных порывах Петя Трофимов.

-->

Этот “вечный студент”;, несмотря на все свои замечатель­ные речи, насыщенные общественно-политическим, гражданским пафосом, тоже оказывается неприспособлен к реальной жизни, а по­тому его красноречие в чем-то сродни болтливости Гаева. Аня, как это часто бывает у Чехова, воплощение молодости, надежд, веры в прекрасное будущее, но в практической жизни она беспомощна, как и ее мать. Варя же, девушка серьезная, строгая, хозяйственная, на­оборот, оказывается слишком приземленной и, может быть, именно потому счастье ускользает от нее.

Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца.

Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом “мягкий человек”;, на­деленный “душой артиста”;. Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце “неча­янно”; завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит побе­дителем. Парадокс состоит в том, что он человек, который один спосо­бен по-настоящему оценить вишневый сад (именно ему принадлежат самые проникновенные, поэтические слова о вишневом саде), именно он должен своими руками губить эту красоту – других выходов из сложившейся ситуации нет.

Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось – не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о “нескладной, несчастливой жиз­ни”;, которая “знай себе проходит”;.

Он единственный из героев осозна­ет ограниченность своей “правды”; и необходимость поиска “общей идеи”;, что сближает его позицию с авторской точкой зрения.

Чехов в “Вишневом саде”; показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно доб­рыми его намерениями и результатами его социальной деятельно­сти. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного “среднего”; чело­века, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова – и в его пьесах, и в рассказах и повестях.

Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин – это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Система образов Вишневого сада