Система образов в романе Ролана “Очарованная душа”

Замысел “Очарованной души” возник и зрел у Роллана давно, еще в те годы, когда не был закончен “Жан-Крйстоф”. Фантазия художника, всегда предпочитавшая развитие параллельных тем и контрастных соответствий, поставила рядом с борцом-мужчиной женщину-борца, принадлежащую “к авангарду того поколения женщин, которому во Франции пришлось упорно пролагать себе дорогу к независимому положению”. Как и герой в “Жан-Кристофе”, героиня “Очарованной души” – не обычный художественный образ: “…сроднившись с Жан-Кристофом,

с Кола или с Аннетой Ривьер, я становлюсь просто-напросто поверенным их мысли. Слушаю их, вижу их поступки и смотрю на все их глазами.

Они постепенно познают свое сердце и сердце других людей, а вместе с ними познаю и я…” “Придуманный” мир словно становится для писателя реальным, герои – живыми (“незнакомое существо поселилось во мне”,- сознавался Роллан), а писатель может “сам” появиться в романе и вступить в дружескую беседу с вымышленными персонажами.

Конечно, Аннета, Марк и другие герои романа обладают “самостоятельным” существованием, как это бывает в произведениях

мастеров реалистического искусства. Как и в “Жан-Кристофе”, “духовный двойник” Роллана Аннета – полнокровный образ, мы видим ее во всем своеобразии внешнего и внутреннего облика. Однако внутренняя близость героев Роллану обусловливает необычный жанр романа лирического, “аранжирующего” внутренний мир эпического героя и близкого ему лирического героя. “Каково бы ни было это произведение, оно – музыка”,- писал Роллан об “Очарованной душе” и размышлял о нем как о симфонии, в которой “сливаются лейтмотивы”, “переплетаются музыкальные фразы”, звучат “мелодии”; “созвучия” нетрудно увидеть и в системе образов романа, в постоянных соотнесениях параллельных и контрастирующих тем (Аннета и Сильвия, мать и сын и т. п.).

Ромен Роллан “слышал” свое творение и звал читателя прислушаться к нему.

Вновь, как и в “Жан-Кристофе”, перед нами “симфония” души, воспроизводимой во всех нюансах и мельчайших движениях. Здесь есть определенное сходство с принципом раскрытия человека в “Поисках утраченного времени” Пруста. Особенно в первых частях романа, когда Роллан – не без влияния Бергсона – видел интерес произведения в том, как “в душе уравновешенной, порядочной и рассудительной женщины, неведомо для нее самой, незримо живет любовное начало, не признающее границ дозволенного”.

Тогда душа Аннеты рисовалась “бездной”, о которой сама героиня “не имеет никакого представления”, а “истинной жизнью” Роллан мог назвать “лишь внутреннюю жизнь”. Напоминает о Прусте и то, что Роллан мыслил себе “линии развития образа героини” через воплощение любовного начала: любовь к отцу, затем к сестре, к сыну, к раненому врагу и т. д.

Однако Роллан никогда не был эгоцентричен и всегда заботился о других, о человечестве, создавая пример мужества и стойкости. Специфическое отождествление человека с “рекой” в романе Ролла-на “Очарованная душа” – следствие стремления к многоплановой, динамичной характеристике, к раскрытию внутреннего мира во всей полноте, во всех нюансах тех бесконечных сложностей и богатств, имя которым – “я”. Герой Пруста приобщается к себе самому, Анкета – это “вселенская Мать”, приобщающаяся в конце своего пути к “радостям и страданиям всех живущих”.

Свою героиню Роллан меряет меркой титанической, меркой испытаний, выпадающих на долю людей в XX веке: бедность, война, фашизм. “Подлинные открытия” героиня Роллана делает тогда, когда “начинает трудом добывать свой хлеб”, когда проникает в “лживую сущность современного общества”, когда идет “от грез к деянию”, от индивидуализма к коллективизму.

Роман “Очарованная душа” воспринимается как произведение нового по сравнению с “Жан-Кристофом” исторического этапа, связанного с совершенно определенным периодом в жизни буржуазного общества. Роллановские герои, свободолюбивые и мужественные интеллигенты, поставлены теперь перед лицом всемирно-исторического процесса гибели эксплуататорского уклада и перед необходимостью найти путь к новому обществу. Но “Очарованная душа” не только рассказывает о том, как Аннета, Марк ищут истину – роман сам по себе есть поиски истины, есть открытие XX века как революционной эпохи, приобщение и автора, и героя к этой революционности.

Вот почему “Очарованная душа” вместе с изменением отношения к миру, к герою заключает в себе и изменение эстетических принципов – от романтических, символических (особенно в изображении положительного героя) и критически-реалистических (преимущественно в изображении отрицательных персонажей и обстоятельств) к социалистическому реализму, уже очевидному в “Провозвестнице”.

Большая общественная тема сразу же, в начале романа, намечена Ролланом в истории Аннеты. чья любовь к независимости и свободе сталкивается с нравами буржуазной семьи Бриссо, с трезвыми дельцами и лицемерами, которые пытаются организовать выгодный для них брак Роже с Аннетой. Роже Бриссо – типический образ деятеля буржуазной парламентской республики, глубоко и всесторонне раскрытый в реалистической литературе Франции с конца XIX века. Конфликт обостряется в романе “Лето”, когда Аннета порывает со своей социальной средой.

Героиня романа решает вначале нравственную проблему сочетания любви и независимости в целях достижения внутренней гармонии, нравственно совершенной духовной жизни. Вследствие этого Аннета сознательно отстраняется от политической борьбы как от занятия, по ее мнению, не очень достойного и не очень важного. Поэтому и сама общественная жизнь, политическая борьба почти не изображены в “Лете”, рассказывающем семейную историю, хотя и насыщенную большим общественным и психологическим содержанием. Роман воссоздает поток чувств героев — Аннеты, а затем сына ее Марка – стихию беспрерывно сменяющихся, сталкивающихся душевных движений, порывов, стремлений.

Поток этот глубок, опасен и подчас непостижим. Он сильнее воли и разума.

Третья книга “Очарованной души” – “Мать и сын” – в большой степени насыщена конкретно-жизненным и даже общественно-политическим материалом. Действие романа происходит во время первой мировой войны, речь идет об особенно волновавших писателя общественных событиях, о кровавой бойне. Аннета – воплощение любви и сострадания, .объединяющая всех страдающих, всех терзающих друг друга, ослепленных ненавистью людей. Главной, а по сути дела, единственной – поскольку и народ заражается ядом ненависти – антивоенной силой оказывается Аннета.

Как романтический символ, как созданный Ролланом образец, она возвышается не только над империалистической войной, но и над политической борьбой вообще. На переднем плане поэтому “приливы” и “отливы” чувств героев, история мучительных переживаний. Аннеты и Марка, связанная с проблемой внутреннего совершенствования героя.

“Провозвестница” приобретает сходство с “Ярмаркой на площади”, она близка публицистике Роллана 30-х – годов гневным, язвительным описанием буржуазной цивилизации. Но Роллан идет теперь дальше, чем в “Жан-Кристофе”, в реалистическом осмыслении буржуазного общества. Роллан смог представить самый механизм общественной системы Франции.

В сущность ее проникает прежде всего Аннета.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Система образов в романе Ролана “Очарованная душа”