Система образов “Отцы и дети”



Система образов. В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа. В центре ее фигура Базаро­ва, раскрываемая с разных точек зрения, в различных взаимоотноше­ниях и ситуациях. Линия Аркадий – Базаров позволяет выявить, с одной стороны, истинный нигилизм Базарова, резко отличающийся от простой увлеченности новым течением Аркадия.

Для него это оказы­вается лишь проявлением молодого задора и преклонения перед мощной личностью Базарова. С другой стороны, Аркадий, избавив­шийся от “болезни”; нигилизмом,

естественно и органично входит в нормальное русло жизни: он женится на Кате, у него нет неприми­римых противоречий с отцом. Более того, все они прекрасно ужива­ются вместе, Аркадий успешно продолжает дело отца по организа­ции фермы и проявляет к этому гораздо большие способности. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому – это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходя­щими ценностями.

Именно этого и не дано познать Базарову, кото­рый, как и Павел Петрович Кирсанов, обречен на одинокую жизнь. Система образов романа строится так, что у этих двух идейных противников

по сути не оказывается даже единомышленников. Кроме Аркадия, на звание нигилиста в романе претендуют еще два персонажа – Ситников и Кукшина.

Но оба они представлены как образы-пародии на нигилистов и не оставляют у читателя сомне­ний в том, какова их истинная сущность – мелкая и ничтожная. Сатирически развенчивается и представитель нового поколения политиков, “прогрессист”; Иван Матвеевич Калязин, один из тех, на кого возлагает свои надежды Павел Петрович. И здесь автор не ос­тавляет места сомнениям: единственное, на что способен этот но­вый “деятель”; – красиво говорить и пускать пыль в глаза другим.

Особую роль в романе играют женские образы. Правда, среди них мы не встретим героиню, соответствующую понятию “тургенев­ская девушка”;. Это одухотворенная, светлая натура, обладающая глубиной и силой характера, ищущая счастья и способная бороться за него. Ее отличает нравственная чистота и устремленность к идеалу.

Среди героинь “Отцов и детей”; нет ни одной, которая бы соответствовала всем этим критериям. Так, Катя, натура сильная, сумевшая завоевать и отстоять свое счастье (именно она смогла бы­стро избавить Аркадия, своего будущего мужа, от зависимости от Базарова), девушка умная и развитая, но в ней нет той одухотво­ренности, стремления к идеалу, которая присуща героиням других романов Тургенева, например, Лизе Калитиной из “Дворянского гнезда”;. Тем более вряд ли можно отнести к “тургеневским девуш­кам”; Фенечку, хотя она играет определенную роль в сюжете: из-за нее происходит дуэль Павла Петровича и Базарова.

Любовь к ней Николая Петровича поначалу осложняет его отношения с Аркади­ем, но потом отец и сын находят путь к взаимопониманию и оба об­ретают счастье в семейной жизни. По контрасту с этой семьей рисуется семья Базаровых, в которой старики отец и мать Евгения, беззаветно любящие сына и всеми си­лами стремящиеся удержать его в родном доме, не могут преодолеть пропасть, разделившую их. Вина в этом лежит прежде всего на са­мом нигилисте, утратившем те непреходящие ценности, которые со­единяют прочными узами родных людей.

Как и Николай Петрович, отец Базарова пытается понять сына, даже интересуется его делами, а мать, милая, простая русская женщина, всю себя растворившая в семье, в своей любви к мужу и сыну, чувствует со стороны Евгения только отстраненность и холодность, которая пугает ее. Тяжело пе­реживают они утрату сына, навсегда врезаются в память читателя две одинокие фигуры несчастных стариков на могиле Базарова. Та­кова расплата за презрение героя к извечным законам жизни, отри­цание ее таинственной силы и власти над человеком. Эта тема рока, судьбы, тайны, мистических сил перекликается с еще одним женским образом.

Княгиня Р., возлюбленная Павла Петровича, перевернувшая всю его жизнь и рано умершая, очерче­на не вполне определенно, с сюжетом она непосредственно не свя­зана. Тем не менее этот образ важен для понимания тех линий сходства, которые возникают между Базаровым и Павлом Петрови­чем. В ее натуре кроется какая-то роковая тайна, но очевидно, ро­мантический, мятущийся, неуравновешенный, страстный характер княгини Р., скорее, соотносим с философской проблемой загадки бытия и стоит ближе к героиням поздних мистико-философских но­велл Тургенева, таких как “Клара Милич”;.

Ближе всего к образу “тургеневской”; героини стоит Анна Серге­евна Одинцова. Натура сильная, глубокая, независимая, наделен­ная развитым умом, красавица Одинцова тем не менее холодна и эгоистична. Она единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его, но ей не хватило смелости и решимости, чтобы связать с ним свою жизнь.

Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Тем не менее следует отметить важнейшую роль этого женского образа в развитии сюжета и значение его для понимания образа Базарова. С этой точки зрения, образ Одинцовой сопоставим с обра­зом Павла Петровича Кирсанова – идейного антагониста Базаро­ва, главного защитника либеральных идеалов.

Ранее отмечалось, что его позиция не только противопоставляется позиции Базарова, но они и сопоставляются по степени односторонности и неприми­римости, что является особенностью системы образов романа. Вы­явить черты сходства этих героев, а также внести в проблематику романа и раскрытие образа Базарова философские основы помогает любовная линия, связанная с образом Одинцовой. До знакомства с ней образ Евгения Базарова достаточно опреде­лен.

Это нигилист, провозглашающий идею полного и беспощадного отрицания: весь существующий в России порядок, который, с его точки зрения, должен быть разрушен до основания, включая и все иные, внеполитические сферы, связанные с прежней жизнью. Поэтому Ба­заров отрицает красоту, поэзию, музыку, природу как объект эстетиче­ского наслаждения, философское мышление, основанное на идеализ­ме (сам он материалист и позитивист, верящий только в опыт). Также он отрицает старые семейные устои, нравственные постулаты, а вме­сте с тем и любовь как чувство романтическое, нематериальное. Для Базарова, как ранее для Павла Петровича, случайная встреча на балу с женщиной, которую он полюбил романтически, страстно и навсегда, изменяет все в его жизни, вносит сумбур в прежде стройную систему взглядов.

Он даже утрачивает интерес к своим привычным занятиям естественными науками. Внутри него происходит слом. Страстная и по своей природе иррациональная, неодолимая любовь пробудила в Базарове вопросы философского, общечеловеческого характера, столь не схожие с его прежней вуль­гарно-материалистической позицией. Это вопросы жизни и смерти, вечности и мгновения, места человека в мироздании: “Я вот лежу здесь под стогом, – размышляет он в главе XXI. – …Узенькое мес­течко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с осталь­ным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечно­стью, где меня не было и не будет”;.

Вместе с этим меняется взгляд Базарова и по конкретно­историческим вопросам, даже по такой кардинальной проблеме, как отношение к народу. Именно тогда он размышляет о мужике как о “таинственном незнакомце”; и говорит, что “возненавидел этого по­следнего мужика, Филиппа или Сидора, который будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”;. Словами: “Я нужен России…

Нет, видно не нужен”;, – произнесенными в предсмертный час, Базаров фактически признает торжество обстоятельств над собою. Но гордая, непокорная натура героя все же не смиряется до самого конца. Это видно в том, как стойко, героически Базаров встретил смерть.

Сразу после выхода романа образ его главного героя Базарова получил самые противоречивые толкования и оценки: от утвер­ждения его жизненности и значимости для России (Д. И. Писарев “Базаров”;, 1862), признания в нем “титана, восставшего против своей матери-земли и побежденного ею”; (Н. Н. Страхов “Отцы и де­ти”;. И. С. Тургенев”;, 1862) до отрицания реалистичности этого об­раза, выражения в нем негативного отношения автора, приведшего к созданию не жизненного типа, а карикатуры на “новых людей”; (М.

А. Антонович “Асмодей нашего времени”;, 1862). Консерватив­ный “Русский вестник”;, наоборот, признавал в Базарове общест­венную болезнь времени и утверждал, что Тургенев не только дос­товерно ее отобразил в своем романе, но и указал путь борьбы с ней с помощью усиления охранительных начал. Сам автор оказался, в известном смысле, жертвой разгоравшей­ся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. В письме Достоевскому, который наиболее глубоко понял роман и оказал влияние на критическую статью о нем Н. Н. Страхова, Тур­генев с огорчением писал: “Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют: зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?”;.

Но можно утвер­ждать, что до сих пор загадка этого образа остается неразгаданной и споры о нем продолжаются.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Система образов “Отцы и дети”