Символизм в творчестве А. А. Блока



Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намеков, от В. Соловьева – религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике – все это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия.

Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый

цвет – знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к ней. Ветер – знак ее приближения.

Утро, весна – надежда на встречу Зима, ночь – разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Желтый цвет – пошлость, обыденность.

Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как “окно в Вечность”, по выражению

Андрея Белого. “Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь – узнать, понять далекий шорох, близкий ропот” – характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы “просвечивает” иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, “несказанным” (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной атмосферой. “Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока”,- писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов).
Познакомившись с блоковскими стихами, “младшие символисты” восторженно объявили поэта “продолжателем Соловьева”, а его книгу – программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна – так называемые дольники, или паузники, “нарушающие” обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Символизм в творчестве А. А. Блока