Символистская поэзия Франции

Символизм – реакция на крайности натурализма. Основа – учение Платона о мире идей и о мире вещей Поль Верлен (1844-1896), Артюр Рембо (1854-1891), Стефан Малларме (1842-1898) составляют основное ядро символизма. Они зачинатели символистского движения.

Первые камни символизма они заложили вскоре после Парижской коммуны, в 1871-1873 гг. Символизм как литературное течение оформился, однако, позднее, когда вокруг теоретика его. Малларме, собралась группа молодых поэтов С 1880 г. в доме Малларме стали устраиваться “литературные вторники”, собиравшие молодых

людей, увлеченных символистскими идеями. Постепенно складывалась литературная школа, заявившая о себе “Манифестом символизма”, опубликованным 18 сентября 1886 г.

Со смертью Малларме в 1898 г. эта крайне разнородная группа утратила свое художественное единство и распалась. Символисты утверждали, что цель искусства состоит не в изображении действительного мира, который они считали вторичным, а в передаче “высшей реальности”, “тайны, которую в себе открывает реальность”. Мир идей вечен, не зависит от пространства и времени.

Осуществить эту задачу они намеревались с помощью символа. Символисты

разработали и новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, но намекающий на некое содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха. В их стихах сквозили мотивы отчаяния, неверие в силы человеческие, тоска, мрачные образы. Туман сновиденья Смыкает мне вежды, Засните, стремленья, Засните, надежды!

Как в склепе могилы, Мне тяжко сознанье… Утрачены силы… Молчанье!.

, молчанье!.. – пишет Верлен. В знаменитом стихотворении Малларме “Лебедь” воспевается одиночество поэта. Страшная, безысходная тоска звучит в каждом слове стиха.

Шея лебедя колеблет “белеющую смерть”, крылья его сжаты в “ужасы пространства”. Все мрачно вокруг. А где же хорошо?

Где же можно жить? На это не ответят даже мечты поэта.

Верлен печатает в начале 80-х годов очерки “Проклятые поэты”. Рембо посвящает свою книгу “Озарения” – “Дорогому Сатане, покровителю писателей”. Символисты стремятся проникнуть в тайны мира, выразить невыразимое.

Это можно сделать в поэзии только при помощи символа, рассуждали символисты. “…за внешним конкретным содержанием должно скрываться иное, более глубокое.

На место художественного образа, определенно выражающего одно явление, символисты поставили художественный символ, таящий в себе целый ряд значений – писал русский поэт В. Брюсов”. Символисты много размышляют о музыке стиха и достигают большого мастерства в создании поэтических мелодии. Особой славой пользуется стихотворение Верлена “Осенняя песня”, где искусно подобранные аллитерации и ассонансы создают неотразимое очарование: Les sanglots longs Долгие стоны Des violins Скрипок De l’automne осенних Blessent mon сœur Ранят мое сердце D’une langueur Тоской Monotone. монотонной.

Верлен издал книгу стихов “Романсы без слов”, где с изумительным талантом рисует свои чувства в неопределенных, нечетких, зыбких очертаниях мелодии стиха.

Поэтика Верлена (стихотворение “Поэтическое искусство”) полна прославления “неясного”, “зыбкого”, “растворимого” как главного элемента поэзии. Он учит поэта “любить странные черты” слов.

Мистический мир звуков, по мысли символистов, уносит человека в беспредельное, в потустороннее, туда, куда не проникает бескрылая логика, строгая человеческая мысль. О, музыка всегда и снова!

Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви. Поэты стремились передать лишь смутные чувства, впечатления, иногда они сами не понимали того, о чем хотели сказать.

Иногда они пытались искусственно вызвать сомнамбулические грезы, галлюцинации. Артюр Рембо (1854-1891) – “самый удивительный” поэтич.

Гений Франции. Его жизнь – вызов буржуазной норме. Из семьи офицера и богатой крестьянки.

В 8 лет – первые стихи. Деспотизм матери, несколько попыток сбежать. В 1871 году сбегает окончательно в Париж.

2 периода творчества: 1)1869-71 гг. – влияние романтизма, следует традициям В.

Гюго. Революционные и антибуржуазные темы. 2) 1871-73 гг. “Поэзия ясновидения”. “Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым и ученым из ученых.

Ибо он достиг неведомого.” Артюр Рембо. Символисты упивались изображением отвратительного. Нигилистическое бунтарство символистов распространялось и на вопросы морали.

Они ненавидели вкусы и понятия самодовольной буржуазии. Но что же они противопоставили лицемерной морали буржуа? Ничего, кроме отрицания вообще всякой морали. Кончилось все это очень печально.

Юный Рембо, создавший несколько поэтических шедевров, которыми ныне гордится Франция, бросил перо, не достигнув еще и двадцати лет. Потом наступает разочарование в поэзии (“Искусство – это глупая выдумка”), обращение к прозе жизни (“обязанность искать работу”), поездки на Восток в качестве торгового агента и, наконец, скупая запись в книге одной из больниц Марселя: “10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо”. Таков путь поэта.

Печальна судьба и старшего друга Рембо – Поля Верлена. “Король” символистов, он не мог найти издателя для своих произведений, жил нищим, часто презираемым и умер так же, как его друг Рембо, на больничной койке, одинокий, оставленный всеми. В историю литературы Бодлер вошел, прежде всего, как автор “Цветов зла”, изданных в июне 1857. В 1861 появилось второе издание “Цветов зла”, куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров.

Именно во втором издании сборник был разделен на шесть “глав”, составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе “Сплин и Идеал” поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и Сатане (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых “любовных цикла.

Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонет). Завершается первая глава погружением души в болото тоски или сплина. Во второй главе “Парижские картины” поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе “Вино” он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков.

В четвертой главе “Цветы зла” описываются искушения и бесчисленные грехи, перед которыми он не смог устоять. В пятой главе “Мятеж” – короткий, но яростный бунт против своего удела. Последняя глава “Смерть” означает конец странствия.

Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения. В “Цветах зла” четвертый сонет главы “Сплин и идеал” – “Соответствия” – стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Бодлера своим учителем


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Символистская поэзия Франции