Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма.
Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне.
Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку,
У Катерины Ивановны – “бледно-желтое, иссохшееся лицо”, “отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо” у Мармеладова, в комнате Сони – “желтоватые обшмыганные и истасканные обои”.
Раньше она “удавиться хотела”, “с веревки сняли”. В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку “уже некуда идти”. Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов.
Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского?
Известно, что желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей “желтой каморе”, перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, желтые обои.
В постоянном, демонстративном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, – это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни.
Это одно из значений желтого цветового фона.
Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе – очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.
Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.
Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: “власть над всем муравейником”, над тварями дрожащими – именно этого жаждет герой в романе.
Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.
Кроме того, не стоит забывать о том, что “Преступление и наказание” – петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века – город “золотого мешка”. “Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок…превращаются в товар, которым можно торговать…” – писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения.
Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит “бабенка” в красном.
На мосту Раскольников видит закат “яркого, красного солнца”. Процентщице он закладывает “маленькое золотое колечко с тремя красными камешками”. Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, “обитую красным сафьяном”.
Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, “крытая красным гарнитуром”. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь.
Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.