Писатель Александр Иванович Куприн
был человеком удивительной судьбы. Натура
сильная, кипучая, душа широкая, добрая.
КупринУ была свойственна громадная жажда
жизни, стремление все знать, все уметь, все
испытать самому. Огромная любовь к России,
которую он пронес через всю свою жизнь,
делает ему честь и как человеку, и как писа-
телю. Многое познал он в жизни и сумел
свой жизненный опыт заставить служить
своему творчеству.
Автор замечательных повестей Куприн
был признанным мастером короткого рас-
сказа. Б них дана широкая, многообразная
картина русской жизни конца XIX — нача-
ла XX века. Великий жизнелюбец, он ве-
рил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что
придет время, когда все люди будут счаст-
ливы.
Мечта о счастье, о прекрасной любви —
эти темы вечны в творчестве писателей, по-
этов, художников, композиторов. Не обошел
их и Куприн. С присущим ему высоким ху-
дожественным вкусом, тонким пониманием
психологии своих героев, он писал о любви.
Пожалуй, самой поэтичной вещью КупринА
ста^ «Гранатовый браслет» — прекрасный
рассказ о неразделенной великой любви, люб-
ви, «которая повторяется только один раз в
тысячу лет».
В этом рассказе Куприн создает не-
сколько символических образов, на которых
строится фундамент повествования и кото-
рые воплощают в себе весь идейный смысл
рассказа. «В середине августа, перед рож-
дением молодого месяца, вдруг наступили
отвратительные погоды, какие так свойст-
венны северному побережью Черного мо-
ря» — начало рассказа можно назвать пер-
вым символом. Описание пасмурной, сырой,
плохой погоды, а потом ее внезапное изме-
нение в лучшую сторону, имеет огромное
значение. Если под «молодым месяцем» по-
нимать главную героиню рассказа Веру Ни-
колаевну Шеину, жену предводителя дво-
рянства, а под погодой — всю ее жизнь,
то получается серая, но вполне реальная
картина.
«Но к началу сентября погода вдруг рез-
ко и совсем неожиданно переменилась. Сра-
зу наступили тихие, безоблачные дни, такие
ясные, солнечные и теплые, каких не было
даже в июле». Эта перемена и есть та самая
возвышенная и роковая любовь, о которой
идет речь в рассказе.
Следующим символом следует назвать
княгиню Веру Николаевну. Куприн описыва-
ет ее как независимую, царственно-спокой-
ную, холодную красавицу. Вера Николаевна,
благородная, удивительная женщина, симво-
лизирует человека, достойного настоящей,
«святой» любви.
Немалую роль отводит Куприн «тучному,
высокому, серебряному старцу» — генералу
Аносову. Именно ему предстоит задача за-
ставить Веру Николаевну отнестись к любви
таинственного незнакомца более серьезно.
Размышления генерала о «любви способству-
ют тому, что его внучка смогла с разных сто-
рон посмотреть на свою собственную жизнь
с Василием Львовичем. Генералу принад-
лежат пророческие слова о том, что, может
быть, ее жизненный путь пересекла такая
любовь, о которой грезят женщины и на ко-
торую больше не способны мужчины. Гене-
рал Аносов символизирует мудрое старшее
поколение. Автором ему доверено сделать
очень важный, имеющий огромное значение
в этом рассказе вывод: в природе истинная,
святая любовь крайне редка и доступна
только немногим и только достойным ее
людям. За всю свою жизнь сам Аносов не
встретил ни одного подобного примера, но
он продолжает верить в возвышенную лю-
бовь и передает свою уверенность Вере Ни-
колаевне.
Причиной скорой развязки любовной ис-
тории, длившейся более восьми лет, стал по-
дарок на день рождения Вере Николаевне.
В роли подарка выступил новый символ той
самой любви, в которую верил генерал Ано-
сов и о которой мечтает каждая женщина, —
гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем,
что его носила его «покойная матушка», кро-
ме того, старинный браслет имеет свою исто-
рию: по семейному преданию он имеет свой-
ство сообщать дар предвидения носящим его
женщинам и охраняет от насильственной
смерти.
И Вера Николаевна в самом деле неожи-
данно предсказывает, что этот человек убьет
себя. Куприн сравнивает пять камней брас-
лета с «пятью алыми, кровавыми огнями»,
а княгиня, засмотревшись на браслет, с тре-
вогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь,
которую символизирует браслет, не подчи-
няется никаким земным законам и правилам.
Она может идти наперекор всем устоям об-
щества: Желтков — всего лишь мелкий бед-
ный чиновник, а Вера Николаевна — княги-
ня. Но это обстоятельство не смущает его, он
по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет
только в том, что ничто, даже смерть, не смо-
жет погасить его прекрасное чувство: «Ваш
до смерти и после смерти покорный слуга».
К сожалению, истинное значение брасле-
та-символа Вера Николаевна поняла слиш-
ком поздно. Ее одолевает беспокойство. «Все
ее мысли были неотвратимо прикованы к то-
му неведомому человеку, которого она никог-
да не видела и вряд ли увидит». Княгиня
вновь и вновь вспоминает слова генерала
Аносова и мучается тяжелейшим для нее
вопросом: что это было: любовь или сумас-
шествие?
Последнее письмо Желткова ставит все на
свои места. Он любит. Любит безнадежно,
страстно и идет в своей любви до конца. Он
принимает свое чувство как Божий дар, как
великое счастье. И он не проклинает судьбу,
а уходит из жизни, уходит с великой любо-
вью в сердце, унося ее с собой и говоря люби-
мой: «Да святится имя Твое!». И остается ей
только символ этой прекрасной любви пре-
красного человека — гранатовый браслет…
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»