СИЛА И ТРАГИЗМ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. И. КУПРИНА (1870-1938)

«Олеся». Противопоставление уродующей человека цивилизации и естественной жизни на лоне природы. Внучка «лесной колдуньи» — прелестная дикарка. Стадии развития любовного чувства героя: легкая и сладкая грусть, период томлений, первое объяснение в любви, наконец, «волшебная, чарующая сказка».

Любовь как естественное и гармоничное состояние человека. Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини.

Причины ее трагической судьбы (дикие нравы, религиозный фанатизм, нерешительность главного героя).

«Гранатовый

браслет». «Гранатовый браслет». Любовь как высочайшая жизненная ценность. Основа повести — подлинные события. Романтическое изображение любви.

Психологизм Куприна. Роль музыки в творчестве Куприна. Мастерство Куприна-реалиста.

«Поединок»(1905) — конфликт повести строится на отношениях подпоручика Юрия Ромашова с полковой дамой Шурочкой Николаевой. Юрий Ромашов — мечтатель, чувствительный и ранимый молодой человек. Он идеализирует свою возлюбленную — Шурочку, мечтающую о «большом, настоящем обществе», о поклонении и лести.

Юрий непрактичен, в окружающем

его мире он кажется незащищенным, он склонен больше отдавать, чем брать — гибель его в чем-то закономерна. Когда в любви Ромашова и Шурочки наступает спад, на Ромашова наваливается серость, тоска и тяжесть скучной службы, жизни в городке. В сознании Ромашова наступает кризис, идеалы меняются. «Обновленный» Ромашов вступается за рядового Хлебникова. И все-таки в нем еще происходят юношеские метания, резкие переходы от эйфории к самоуничижению, он для себя по-прежнему — центр мира, и неустойчивость своей жизни, нравственная неудовлетворенность воспринимается Ромашовым как неустойчивость и хаотичность всего мира.

Индивидуализм Ромашова становится причиной трагической его гибели.


СИЛА И ТРАГИЗМ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. И. КУПРИНА (1870-1938)