Сила и слабость человека в понимании Горького

Проблема силы и слабости человека в литературе занимает не последнее место. Сама трактовка этих понятий зачастую у разных писателей неоднозначна. Горький столкнулся с этими вопросами рано.

Сам прошедший непростой и тяжелый жизненный путь, он задавался вопросом преодоления человеком обстоятельств. В разные времена волновавшая человечество проблема самопознания для Горького была прежде всего, проблемой того, как сделать человека лучше, сильнее. В той или иной степени этого добивается, наверное, каждый, кто берется писать.

Уже в первых

произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на “стариков с детства” и “юных, которые любят”. Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.

Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра – герой первой легенды. Недаром его отец – орел – житель холодных вершин.

Гордости, уверенности

в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость.

В понимании Горького, лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим?

Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература.

Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей – следствие ли это силы или слабости?

И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей – пусть чуждых ему по духу, но страдающих.

И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного – помочь ему в этом.

Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии – не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим.

Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы – смех, издевательства.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти.

Актер “грезит” о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир чистой любви. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее.

Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам.

И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты.

Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету.

Сатин понимает, что назначение сильного – не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь.

И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды – искры сердца Данко, будет освещать дорогу идущим следом.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие – Пушкин, Толстой, Достоевский. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны, тайны сложности человеческой души. Особенно это актуально для русской литературы с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Итак, Горький не признает грубой силы, которая служит лишь себе одной; силы не поддерживаемой высокой идеей – ибо это лишь видимость силы. Для Горького сила – в стремлении вперед “к свободе, к свету”, она в служении всем людям. И одновременно Горький показывает, как слабость тоже может быть неоднозначна – может лелеять собственное несчастье, а может по мере своих слабых сил пытаться облегчить жизнь других.

Подытоживая, можно сказать, что для Горького человеческим идеалом было именно служение людям – и тогда даже слабость может стать сильной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сила и слабость человека в понимании Горького