Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни



“О-ох, нелюди мы, боле никто”, – произносит свой при­говор распутинская старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил. “Будь чело­веком!” – призывает своим творчеством В. Шукшин. “Не про­пустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, – говорил о Шукшине М. Шолохов. – И он рассказал о про­стом, негероическом, близком каждому так же просто, не­громким голосом, очень доверительно…” В. Шукшин всегда стремился к изображению характеров необычных. Его героев называют

“чудиками”, потому что они живут не так, как мно­гие другие. Это своеобразные философы, люди живого ума, ос­тро реагирующие на несправедливость и зло, живущие по ве­лению сердца, а потому нередко “стихийные”, порой смешные и непонятные для окружающих.

Именно своей непохоже­стью человек и интересен писателю. “Вот вы там хотите, что­бы все люди жили одинаково,- мысленно обращается к одно­сельчанам, косо смотрящим на его чудачества, Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный. – Да два полена и то сго­рают неодинаково…”. “Никто бы не поверил, но Алеша серь­езно вдумывался в жизнь” –

такова важнейшая особенность не только этого, но и многих других героев писателя, которые нередко испытывают не всегда до конца осознанную ими са­мими неудовлетворенность жизнью. Потому так часто повторя­ется в произведениях В. Шукшина мотив скуки, тоски, беспо­койства, душевной боли. “Я тебе говорю: наелся. Что дальше?

Я не знаю. Но я знаю, что это меня не устраивает. Я не могу только на один желудок работать”, – рассуждает Иван в рас­сказе “В профиль и анфас”.

Тревогу В. Шукшина за душу чело­века, достигшего более или менее спокойного, сытого суще­ствования, разделяли Ю. Трифонов (цикл “городских” повес­тей), О. Гончар, драматурги В. Розов, А. Вампилов и многие другие писатели.

В. Шукшин чаще всего показывает своих героев и состоянии душевного дискомфорта, что позволяет ему вести разговор о духовных ценностях жизни. Мучительно смятение шукшинского героя, однако оно дает толчок к поискам выхода, к раздумьям, осознанию своего места на земле. “…Я говорю: душа болит? Хо­рошо. Хорошо!

Ты хоть зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равнодушием-то душевным”, – говорит Максиму Ярикову необычный жизнелюбец – “попяра” из рас­сказа “Верую!”.

Показал писатель и тех, кто живет лишь заботой о том, чтоб дом был “как у всех”, кто может походя растоптать чело­веческое достоинство другого (“Обида”, “Чудик”, “Пост­скриптум”, “Ноль-ноль целых”, “Крепкий мужик”, “Срезал”). Результатом утраты связи с родной землей стали духовные драмы многих героев В. Шукшина, в том числе Егора Проку- дина (“Калина красная”).

Конечно, писатель не рисовал своих героев какой-то одной краской, он показывал жизнь и человека во всех их проявлени­ях, однако симпатии автора явно на стороне тех, кто живет в соответствии с мудрым духовным опытом народа (“Письмо”, “Заревой дождь”, “Как помирал старик”).

Свое представление о настоящем человеке В. Шукшин вы­разил в суждениях о подлинной интеллигентности: “Явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – подпеть могучему басу сильного мира сего, горь­кий разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: “Что есть правда?”, гордость… И – сострадание судьбе народа! Неизбеж­ное, мучительное.

Если все это в одном человеке – он интел­лигент”.

Размышляя о нравственно-философских ценностях жизни, писатели стремятся рассматривать их исторически, показывать, как складывался и обогащался духовный кодекс народа и сам на­родный характер (“Я пришел дать вам волю”, “Любавины” В. Шукшина; “Соленая Падь”, “Комиссия” С. Залыгина; “Кану­ны” В. Белова; “Судьба”, “Имя твое”, “Отречение” П. Проску­рина; “Вишневый омут”, “Ивушка неплакучая”, “Драчуны” М. Алексеева; “Мужики и бабы” Б. Можаева; “Люди на болоте”, “Дыхание грозы” И. Мележа; “Усвятские шлемоносцы” Е. Носо­ва и др.). Эту задачу решал в своих произведениях, прежде все­го в тетралогии “Братья и сестры”, Ф. Абрамов, писатель остро­социального, аналитического склада, заставляющий задуматься над целым комплексом проблем -экономических, социальных, нравственных.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни