Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни
“О-ох, нелюди мы, боле никто”, – произносит свой приговор распутинская старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил. “Будь человеком!” – призывает своим творчеством В. Шукшин. “Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, – говорил о Шукшине М. Шолохов. – И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно…” В. Шукшин всегда стремился к изображению характеров необычных. Его героев называют
Именно своей непохожестью человек и интересен писателю. “Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково,- мысленно обращается к односельчанам, косо смотрящим на его чудачества, Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный. – Да два полена и то сгорают неодинаково…”. “Никто бы не поверил, но Алеша серьезно вдумывался в жизнь” –
Я не знаю. Но я знаю, что это меня не устраивает. Я не могу только на один желудок работать”, – рассуждает Иван в рассказе “В профиль и анфас”.
Тревогу В. Шукшина за душу человека, достигшего более или менее спокойного, сытого существования, разделяли Ю. Трифонов (цикл “городских” повестей), О. Гончар, драматурги В. Розов, А. Вампилов и многие другие писатели.
В. Шукшин чаще всего показывает своих героев и состоянии душевного дискомфорта, что позволяет ему вести разговор о духовных ценностях жизни. Мучительно смятение шукшинского героя, однако оно дает толчок к поискам выхода, к раздумьям, осознанию своего места на земле. “…Я говорю: душа болит? Хорошо. Хорошо!
Ты хоть зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равнодушием-то душевным”, – говорит Максиму Ярикову необычный жизнелюбец – “попяра” из рассказа “Верую!”.
Показал писатель и тех, кто живет лишь заботой о том, чтоб дом был “как у всех”, кто может походя растоптать человеческое достоинство другого (“Обида”, “Чудик”, “Постскриптум”, “Ноль-ноль целых”, “Крепкий мужик”, “Срезал”). Результатом утраты связи с родной землей стали духовные драмы многих героев В. Шукшина, в том числе Егора Проку- дина (“Калина красная”).
Конечно, писатель не рисовал своих героев какой-то одной краской, он показывал жизнь и человека во всех их проявлениях, однако симпатии автора явно на стороне тех, кто живет в соответствии с мудрым духовным опытом народа (“Письмо”, “Заревой дождь”, “Как помирал старик”).
Свое представление о настоящем человеке В. Шукшин выразил в суждениях о подлинной интеллигентности: “Явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – подпеть могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: “Что есть правда?”, гордость… И – сострадание судьбе народа! Неизбежное, мучительное.
Если все это в одном человеке – он интеллигент”.
Размышляя о нравственно-философских ценностях жизни, писатели стремятся рассматривать их исторически, показывать, как складывался и обогащался духовный кодекс народа и сам народный характер (“Я пришел дать вам волю”, “Любавины” В. Шукшина; “Соленая Падь”, “Комиссия” С. Залыгина; “Кануны” В. Белова; “Судьба”, “Имя твое”, “Отречение” П. Проскурина; “Вишневый омут”, “Ивушка неплакучая”, “Драчуны” М. Алексеева; “Мужики и бабы” Б. Можаева; “Люди на болоте”, “Дыхание грозы” И. Мележа; “Усвятские шлемоносцы” Е. Носова и др.). Эту задачу решал в своих произведениях, прежде всего в тетралогии “Братья и сестры”, Ф. Абрамов, писатель остросоциального, аналитического склада, заставляющий задуматься над целым комплексом проблем -экономических, социальных, нравственных.