Шоутизация – психологическая проблема тотального развлечения
Большое количество развлекательных программ по ТВ дает повод подумать о психологической сути того, что мы становимся свидетелями шоутизации нашей психики, последствием чего является формирование потребности к развлечению. Но что стоит за этим стремлением, нет ли за этим чего-то иного, противоположного, например тоски и душевной боли?
Описывая данную проблему, мы не можем обойти понятие праздника, его роль в культурно-историческом пространстве и представленности в психологической жизни. Рассмотрим праздник в нескольких плоскостях.
Празднуя, мы погружаемся в некое важное общечеловеческое единство, одаривающее нас огромным количеством психологических ресурсов, позитивно активизирует коллективы архетипы нашего бессознательного.
В другой коннотации праздник есть день торжества в память какого-нибудь выдающегося
Часто под праздником понимают просто счастливый, радостный день, ознаменованный важным, приятным событием, удачей или достижением важной цели.
Мы стараемся отметить на своей ленте времени это событие, о котором будем помнить долго, и это вносит смысл в наше существование, поднимает нашу самооценку. Здесь опять же праздник делает позитивный эмоциональный отпечаток в памяти, что придает нам уверенности, гордости за себя, что повышает самооценку.
Помимо памятования, активизации социальных психологических ресурсов праздник имеет своей целью дать человеку эмоциональную разрядку, необходимую в конце напряженной деятельности или просто по окончании некоторого значимого периода времени. Праздник это процесс проникновения внешней радости вовнутрь, а внутренней наружу, т. е. энергетический обмен, обогащающий деятельность. В это связи интересны психологические обследования подростков, убегавших из дому. Было выяснено, что в их семьях были редки праздники.
В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что побег из дома становился своеобразной отдушиной, деструктивным праздником, который ребенок создавал себе сам.
Уместен вопрос, является ли развлечение – праздником? Если отталкиваться от социально-исторической роли праздника, как средства активизации исторической памяти, обогащающего человека сведениями о его корнях, конечно нет. Праздник в своих традициях может включать развлечение – смех, шутовство, застолье, игры, пение песен, но полностью его нельзя приравнивать к развлечению. Кроме этого, любой праздник имеет некий ритуал общественного, либо личностного характера.
Например, когда менеджер после удачной сделки делает себе праздник, то он полагается на принятый им когда-то ритуал (например, обед в любимом ресторане).
Для иллюстрации влечения к псевдопразднику хочется вспомнить фильм Василия Шукшина “Калина красная”. В начале фильма главный герой, освободившийся из колонии, нанимает себе официанта, который должен создать ему праздник, а после этого действа говорит о своем разочаровании – нет праздника в душе. Дальше нашему вниманию предстает глубокая драма этого человека – одиночество, потеря смыслов жизни.
Как выглядит абсурдным суррогатный праздник и как далек он от высвобождения глубокой тоски и страдания главного героя, свидетелем чего мы являемся, сопереживая этот гениальный фильм.