Школьное сочинение по повести “Детство Никиты”

Сочинение по произведению Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” (“Повесть о многих превосходных вещах” – в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году. “Детство Никиты” – поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.

В произведении описывается, казалось бы, хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Но взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования:

“Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры”. “Все это – мое,-думал он,-когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…”

Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: “Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе”. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги.

“Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту”- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите.

И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: “Это волшебное”. Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович.

Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя “обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца”, без понимания природы невозможно. “Память детства” часто помогала Толстому в общении его с читателем-ребенком, когда писатель разрабатывал фантастические, сказочные сюжеты. Он начал печататься в детских журналах с 1909 года, создавая сказки, различные по сюжетам и разнообразные по творческой манере. В некоторых преобладали фантастические мотивы.

В них действовали русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек и т. д. Но многие сказки были созданы на реалистической основе. Это прежде всего сказки о животных: “Еж-богатырь”, “Полкан”, “Воробей” и другие. В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой; они во многом близки к рассказам Киплинга.



Школьное сочинение по повести “Детство Никиты”