Школа молодого специалиста Петербургской школы

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Казалось бы, знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым специалистам трудно сориентироваться в широчайшем круге воспитательных возможностей музыкального искусства. Особую трудность вызывает изучение фольклора.

Понимание роли и места фольклора в системе музыкального образования школьников – это одна из тем постоянно действующего семинара “Школа молодого специалиста” ИМЦ Московского района.

Когда

речь заходит об изучении культурно-исторических традиций в этногеографическом аспекте, прежде всего, надо вспомнить о том, что наш город – город особенный: по стилю – европейский, по структуре – многонациональный, по темпераменту – северный, а по душе, наверное, все-таки русский.

Как “вплести” в учебный процесс фольклор, чтоб сохранить все грани самобытности Санкт-Петербурга и в то же время дать детям представление именно о русском народном творчестве? Как подвести к пониманию именно русских традиций детей других национальностей? Надо ли вообще уделять внимание фольклорным праздникам,

обрядам, ведь, как показывает жизнь, фольклор неорганичен для нашего города?

В то же время, он незаменим в процессе гражданственного воспитания школьников, в деле гуманизации школы.

Гражданственное самосознание возникает тогда, когда ребенок начинает ощущать, понимать свою принадлежность к культурно-историческим традициям народа.

В содержание программ образовательной области “Искусство” конечно же включено изучение народного творчества, и эта тема вызывает живой интерес у учащихся начальной школы. Дети видят, что народное творчество – это неотъемлемая часть жизни, одна из форм активной творческой деятельности человека. Это связь с календарем, это веселая игра.

Вот, пожалуй, “ключевое” слово, точка опоры в методике приобщения ребенка к народному творчеству – Игра.

Практически “ввести” ребенка в эту игру можно благодаря подготовке и проведению фольклорных праздников.

Методическая служба района предлагает молодым специалистам систему музыкально-эстетического воспитания “от урока к празднику и обратно к уроку”, в которой урочная и внеурочная деятельность выстраивается в единую линию педагогического воздействия.

Что это дает?

Каждый ребенок независимо от его способностей самореализуется, принимая участие в общем процессе. Вся работа отвечает важнейшему принципу “педагогики успеха” – несет детям радость. Дети видят конкретную цель всей музыкально-художественной деятельности.

Учитель получает возможность расширить рамки предмета.

А что это, как не личностно-ориентированный подход в обучении?

В какой мере содержание детских фольклорных праздников должно соответствовать народному обряду? Конечно, в самой общей: фольклорный праздник в петербургской школе – праздник стилизованный.

Почему? Это вытекает из логики всего вышесказанного.

Изначально поставлена цель: познакомить, приобщить, а не изучить, а при успешной работе – пробудить интерес и открыть путь к самостоятельному изучению народного творчества в учреждениях дополнительного образования, кружках и коллективах района.

В подготовке и проведении праздника учитывается важнейший педагогический принцип – доступность, поэтому приобщение к активной творческой деятельности проходит в три этапа.

На первом этапе – праздник с элементами фольклора.

На втором этапе – поклассные театрализованные праздники, в значительной мере выстроенные на фольклорном материале.

На третьем этапе – подготовка праздников-зрелищ для детей и родителей.

В программу праздника входит:

Исполнение русских народных песен; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение характерных танцев; инсценировка русских народных сказок, прибауток, песен; конкурсы пословиц, поговорок, загадок, скороговорок; русские народные игры, хороводы.

Готовясь к празднику, дети включаются в игровой процесс, и работа по привитию умений

И навыков становится частью этой игры. Перед ребятами поставлена цель, и стремление к этой конкретной цели помогает сделать весь процесс обучения живым и интересным.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что в школах, где реализуется эта система, ребята знают и любят народную песню; знакомы с понятиями “обработка”, “стилизация”, “музыкальная цитата”; знают элементы народного костюма; интересуются устным народным творчеством; знакомы с годовым кругом праздников русского народного календаря; знакомы с некоторыми обычаями и обрядами; знают комбинации русского народного танца, русские народные игры.

Один из самых любимых праздников – “Масленица” – проводы зимы. Этот яркий, веселый, “вкусный” праздник надолго остается в памяти. И, когда ребята в средней школе услышат масленичные интонации в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, увидят масленичные сюжеты на полотнах Сурикова, Кустодиева, у них возникнет чувство сопричастности, – значит и для этих русских композиторов, художников традиционный русский праздник был близок и интересен так же, как стал близок и интересен самим ребятам.

Вот это ощущение и будет “связью времен” и приобщением к культурно-историческим традициям.

Прищепова Ирина Васильевна,

Методист ИМЦ Московского района СПб,

Учитель музыки ГБОУ гимназия № 526

Московского района Санкт-Петербурга


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Школа молодого специалиста Петербургской школы