Школа Достоевского
На первой полосе номера – символическая картина. Осторожно открывая дверь, мы вместе с героиней картины готовы сделать первые шаги в новый для нас мир.
Эта страница – тоже дверь. Она ведет нас в мир Достоевского. Вернее сказать, это не один мир, а целое множество миров, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату глазом и одному истолкованию.
Миров, затягивающих в себя читателя.
Чтобы не потеряться, мы выбрали для себя “ариаднину нить”. Тема “Достоевский и Дети” помогла нам объединить очень разные материалы.
Образы детей в произведениях писателя, педагогические взгляды Достоевского, с одной стороны, – и ребенок, читающий и постигающий Достоевского, с другой.
Мы знаем, как мучительно трудно понимать Достоевского даже взрослым людям. Однако есть в его творчестве такие пласты, которые открываются именно детям – Подросткам, Мальчикам – тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые коренные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. Вот о них и для них – наш сегодняшний Достоевский.
- Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? У каждого есть собственное мнение, но, наверное, любой человек сможет найти что-то свое в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Своим идеалом Достоевский считал Христа. И никто не имеет права его осуждать. Это его решение. Достоевский никому ничего не навязывает. Он рассказывает о людях, которые и по сей день […]...
- Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь. Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные, но […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Мое восприятие Достоевского Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны… М. Горький Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех видов рабства, включая и […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (1821-1881) Место Достоевского в истории русской и мировой литературы. Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Смерть матери, отца. Участие в кружке Петрашевского. “Бедные люди” (1845 г.) – первая повесть Достоевского. Каторга (Тобольск, Омский острог. Семипалатинск). Путь к вере. Возвращение после смерти Николая 1. Переезд в Тверь. “Село Степанчиково и его обитатели” (публикация в журнале “Отечественные […]...
- Герои Достоевского (о творчестве Ф. М. Достоевского) Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может (и в конечном счете – должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего […]...
- В мире Достоевского Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги. Ф. Достоевский Он так и говорил с читателем – всегда как бы лицом к лицу и перед лицом всего мира, с полной искренностью и без колебаний. Он верил в человека, в духовность его […]...
- Женские образы в романах Ф. М. Достоевского С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому беззащитной. Женщины у Достоевского, если они не обладают деньгами, претерпевают унижения (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки). Но женщины сами могут быть […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Итоговый урок по творчеству Ф. М. Достоевского Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода “Признание Раскольникова Соне”. 2. Инсценировка “Критики о Достоевском”. 3. Сообщение “Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести””. 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда ” Преступление и наказание” (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея […]...
- Мертвый дом Федора Достоевского Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский “Записки из Мертвого дома”, вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на […]...
- Образ Санкт-Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Белые ночи” Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город – какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург – город-сказка, город-монстр? […]...
- “Бедные люди” – первый роман Ф. М. Достоевского Достоевский родился в Москве, в семье врача. По воле отца он поступил в инженерное училище, хотя не испытывал никакого интереса ни к Профессии инженера, ни к военной службе (училище готовило военных инженеров). Через год после окончания училища Достоевский вышел в отставку и более никогда не был на официальной службе. Он решил посвятить себя литературе. По-разному […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Лицом к лицу Лица не увидать. С. Есенин В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику […]...
- Сочинение по роману “Преступление и наказание”; Достоевского Когда великий русский писатель отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжелые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишенный свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает “сильных” людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании […]...
- Критика индивидуализма в романе Достоевского “Преступление и наказание” Критика индивидуализма в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Индивидуализм – социально-психологическое явление, которое заключается в том, что человек ставит себя выше людей, не считается с ними, рассчитывает только на собственные силы и часто преследует эгоистические цели. II. Главная часть 1. В романе представлены различные типы индивидуализма. Основные индивидуалистические характеры – это Раскольников, […]...
- Сочинение на тему: “Идеал человека в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот” попытался создал образ положительного прекрасного человека. Сам Достоевский пришел к выводу, что идеален только Иисус Христос. То есть, чем ближе к нему будет герой романа, тем правильнее будет раскрыт замысел писателя. Герой романа Мышкин, который достаточно близко приблизился к идеалу Христу. Мышкин – бледный человек двадцати семи лет, […]...
- План сочинения: Язык романа Достоевского “Преступление и наказание” Язык романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в “Преступлении и наказании” принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, […]...
- Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Русская литература 2-й половины XIX века Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только на родине, но и за рубежом, олицетворяющего русскую литературу, Федора Михайловича Достоевского необыкновенно четко звучат эти пророческие слова о человеке. Его герои представляют собой сложнейшие […]...
- Пророческое слово Достоевского (о творчестве писателя) На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение “Пророк”. Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла такая напряженная тишина, что не терялось ни единое слово. Создавалось впечатление, что Достоевский вкладывал в чтение частичку самого себя, к себе применял гордые слова: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря […]...
- ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем […]...
- “Школа будущего” или “Школа моей мечты” сочинение “Школа Будущего ” или “Школа моей мечты” сочинение Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о […]...
- Анализ картины Перова “Портрет Ф. М. Достоевского” Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Признанный мастер бытового жанра и портрета. “Портрет Ф. М. Достоевского ” – картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который […]...
- Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Ф. И. Достоевского В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В сердце человека Бог и дьявол вели борьбу, и победа осталась за Богом. В XIX в. авторитет религии стремительно падал, увеличивалось число безбожников. Это приводило многих людей к глубоким внутренним кризисам. Ф. М. Достоевский, человек истинно религиозный, верил, что […]...
- Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно. Ф. Достоевский Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся […]...
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. […]...
- Идеальные герои Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский, как и многие другие писатели, стремился изобразить идеального героя. Но идеал Достоевского – это центральный персонаж всего романа. Задача автора не только показать развитие характера главного героя, но и то, как его душа заставляет окружающих людей меняться. Впервые, главный герой романа идеален настолько, что его можно отождествить с самим Христом. Но Ф. […]...
- Спасет ли красота мир Федора Достоевского? Когда в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа. Ф. Достоевский. Мир Достоевского пронизан его идеологией, так что отделить одно от другого, не убив целого, невозможно. А ведь идея Достоевского не только и не столько в том, чтобы “осветить […]...
- Понятие моральных норм у Достоевского часть II Экстаз близок к душевной болезни. Недаром больны провидящие глубочайшие истины Кириллов и Идиот. Но ведь и у Ордынова: “порой мелькали мгновения невыносимого, уничтожающего счастья, когда жизненность судорожно усиливается во всем составе человеческом, яснеет прошедшее, звучит торжеством, весельем настоящий светлый миг и снится наяву неведомое грядущее; когда невыразимая надежда падает живительной росой на душу; когда хочешь […]...
- Школа. Учитель. Школа – храм воспитания доброты и милосердия Школа для ученика не просто очаг знаний, но и второй дом, вкладывающий в него всю свою душу – вот проблема, над которой размышляет заслуженный учитель школ РСФСР В. Соколова. Автор с тревогой говорит о том, что ее выпускники, воспитанные в рамках христианской морали оказались “воспитанными не так”, в наше время они вынуждены в погоне за […]...
- “Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием” (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” или “Идиот”) Высказывание Анненского наиболее тесно связано с образом Сони Мармеладовой. Вообще, роман Достоевского “Преступление и наказание” – роман идеологический, каждый герой здесь – носитель идеи. Идея не то же самое, что теория; у Сони нет теории, но есть идея. Раскольников и Соня по своей жизненной позиции прежде всего противопоставлены. Но в них есть и общее: прежде […]...
- “Боль о человеке” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский В романе Достоевского “Преступление и наказание” впервые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной […]...
- О произведении “Записки из Мертвого дома” Ф. М. Достоевского Достоевский вернулся в Петербург в 1859 г. – в самый разгар общественного подъема. Заметным событием в литературной и общественной жизни Петербурга стала публикация Достоевского “Записки из Мертвого дома”, созданная на автобиографическом материале. Достоевский впервые в русской литературе рассказал о каторге, о жестоких, бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о […]...
- РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”; (1866) Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Почему роман достоевского называется преступление и наказание? Сочинение в школе Достоевский провел своего героя именно по такому пути – пути преступления и наказания. По Достоевскому всякое преступление влечет за собой наказание, другого пути нет, но наказание также может принести исцеление. Если преступление – это смертельная болезнь, которой заразился Раскольников и которая не давала ему покоя не днем ни ночью, терзая его, то наказание – это […]...