Шекли Р. биография

Роберт Шекли (англ. Robert Sheckley; 16 июля 1928 – 9 декабря 2005) – американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов.
Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери (Ray Bradbury), Теодора Старджона (Theodore Sturgeon) и Генри Каттнера (Henry Kuttner). После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества

у Ирвина Шоу.

По окончании университета работал на металлургическом заводе.
Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала “Капитан Видео” (Captain Video) и 60 пятиминутных новелл цикла “По ту сторону зеленой двери” (“Behind the Green Door”), которые были прочитаны по радио известным актером Бэзилом Рэтбоном (Basil Rathbone). Рассказы Шекли составили авторские сборники “Где не ступала нога человека” (“Untouched by Human Hands”, 1954), “Гражданин

в космосе” (“Citizen in Space”, 1955), “Паломничество на Землю” (“Piligrimage to Earth”, 1957), “Идеи: Без ограничений” (“Notions: Unlimited”, 1960), “Лавка бесконечности” (“Store of Infinity”, 1960), “Осколки космоса” (“Shards of Space”, 1963), “Ловушка на человека” (“The People Trap”, 1967), “Чувствуешь что-нибудь, когда я делаю вот так?” (“Can You Feel Anything When I Do This?”, 1971), “Робот, который был похож на меня” (“The Robot Who Looked Like Me”, 1978), “Удивительный мир Роберта Шекли” (“The Wonderful World of Robert Sheckley”, 1979) и другие. Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип.

Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме. Это позволило Шекли делать более серьезный и углубленный художественный анализ социального поведения человека, сохранив при этом иронические и сатирические интонации.

Его первый роман “Корпорация “Бессмертие”” (“Immortality Inc.”, 1958), рассказывающий о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле, стал сюжетной основной поставленного в 1992 фильма “Беглец” (“Freejack”). Также по его произведениям сняты художественные фильмы “Десятая жертва” (“La Decima Vittima”, 1965), “Побег с Адского Острова” (“Escape from Hell Island”, 1963), “Цена риска” (“Le prix du danger”, 1983) и другие. Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, но его известность на родине никогда не была особенно широка – возможно, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли их восприятие массовым читателем. Однако удивительным образом эти же произведения, опубликованные на русском языке, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов – его популярность вполне могла соперничать с популярностью Станислава Лема.

Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы “Корпорация “Бессмертие”” (“Immortality Inc.”, 1958), “Цивилизация Статуса” (“The Status Civilization”, 1960) и “Путешествие в послезавтра” (“Journey Beyond Tomorrow”, другой перевод названия – “Хождение Джоэниса”, 1962), повести “Обмен разумов” (“Mindswap”), “Координаты чудес” (“Dimension Of Miracles”) и “Билет на планету Транай” (“A Ticket to Tranai”). Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг “Принеси мне голову прекрасного принца” (“Bring Me The Head Of Prince Charming”), “Если с Фаустом вам не повезло” (“If At Faust You Don’t Succeed”) и “Пьеса должна продолжаться” (“A Farce To Be Reckoned With”). Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: “Детективное агентство “Альтернатива”” (“The Alternative Detective”), “Между Сциллой и Харибдой” (“Draconian New York”) и “Сома-блюз” (“Soma Blues”). Роберт Шекли также работал над сценарием компьютерной игры “Netrunner”.

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг. В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия “Странник” за вклад в области юмора и научной фантастики. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана (англ.

Gail Dana) и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент “Портал” Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки.

Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ. Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.

Роберт Шекли родился в 1928 в Нью-Йорке. После службы в армии окончил Нью-Йоркский университет. Рано начал писать, а с 1951 г. оформился в профессионального писателя.

Считается одним из ведущих представителей сатирической и юмористической НФ США.
Первая публикация датирована 1952 годом – “Последняя проверка”. В конце 70-х работал редактором отдела прозы журнала “Омни”. Долго вел “кочевой” образ жизни, постоянно менял место жительства в США и Европе. Что отрадно, недавно посетил Россию.

И даже дал интервью (где-то в новостях это было).
Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках – “Нетронуто руками человека”, “Гражданин в космосе”, “Лавка бесконечности”. Более поздние рассказы объединены в сборники – “Ловушка для людей”, “Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?”, “То же и вам – в двойном размере”, “Удивительный мир Роберта Шекли”.
Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В “Абсолютном оружии” наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам: “Не тронуто руками человека” (1952), “Запах мысли” (1953), “Пиявка” (19..).
Весьма разнообразно и интересно его творчество. Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются так же и его “составными частями”, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в его рассказах – “Специалист” (1953), “Форма” (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста – роботы, земные и инопланетные: “Мятеж шлюпки” (1955), “Особый старательский” (1959), “Мой двойник – робот” (1973), “Робот Рекс” (19..) и др.

Кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного “стервятника”, изображена в “Страж-птице” (1953). Проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ “Вор во времени” (1952). В шутливой “Битве” (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов. В отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в “Демонах” (1953), герой рассказа “Бухгалтер” (1953) – мальчик из семьи чародеев – мечтает, оказывается, о более прозаической профессии “норм
альных” людей. С присущим Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: “Идеальная женщина” (1954), “Паломничество на Землю” (1956), “Язык любви” (1957), “И люди занимаются этим?” (1972), “Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?” (19..).
Также Роберт Шекли известен читателю благодаря соавторству с Роджером Желязны, вместе с которым они написали ироническую трилогию о молодом демоне Аззи. Трилогия насыщена обилием комических ситуаций, в которые попадает демон, постоянно пытающийся строить Великие пакости


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Шекли Р. биография