Шариков – типичный продукт своей эпохи (По повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”
1. Судьба повести Булгакова.
2. Образ Шарикова.
3. Мировоззрение профессора.
4. Революция как социальный эксперимент.
Нищета ведет к революции, революция – к нищете.
В. Гюго
Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” была написана в 1925 году. Однако произведение дошло до читателей намного позже, только в годы перестройки, в конце 80-х годов XX века. Немудрено, ведь повесть представляла собой острую и злую сатиру на советскую действительность. Произведение оказывает на читателя огромное впечатление.
Нельзя не обратить внимания
Сюжет произведения весьма замысловат. Великий ученый, профессор с мировым именем, проводит уникальный эксперимент. Он превращает собаку в человека. На первый взгляд поступок профессора достоин восхищения.
Но есть одно и весьма существенное “но”.
В результате операции на свет появилось омерзительное существо. Это не собака, но и человеком его назвать как-то не получается. Эксперимент профессора являет собой глобальный социальный эксперимент – революцию. В результате социальных катаклизмов хозяином
Да, Шариков является продуктом своей эпохи. А какие меткие определения для этой эпохи находит сам Булгаков! Из уст самого профессора мы слышим множество высказываний, которые как нельзя лучше соответствуют действительности того времени.
Нельзя не сказать и о самом профессоре. Это образ настоящего российского интеллигента, таких людей так мало осталось после революции. Это мыслящий и образованный человек. Его не могут не волновать события, которые происходят в стране.
Профессор уделяет внимание мелочам. Но эти мелочи разрастаются, приобретают особое значение. И благодаря этим деталям мы можем составить представление о том, что же творилось тогда в стране.
Профессор Преображенский говорит: “Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция – не нужно топить.
Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор?
Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?”
Профессор не любит пролетариат, в чем честно признается. Конечно, такое утверждение не может не навлечь неприятности на интеллигента. Но, к счастью, профессор нужен “сильным мира сего”.
Ведь он не только великий ученый, но и практикующий врач, услуги которого по достоинству оценены теми, кто теперь у власти. И профессору разрешено остаться в своих комнатах, он получает возможность продолжать свои операции. Однако если профессор получает поддержку у новой власти, это не мешает ему оставаться непримиримым противником всего, что творится вокруг. Профессор возмущен разрухой.
Он точно и метко выражает свои наблюдения: “Что такое эта ваша “разруха”? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует!
Что вы подразумеваете под этим словом?… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха… разруха не в клозетах, а в головах”.
Увы, но профессор Преображенский, несмотря ни на что, чувствует себя в новой действительности далеко не лучшим образом. Он вспоминает прошлое. И вынужден признать, что жизнь изменилась в худшую сторону. А вот Шариков чувствует себя настоящим хозяином жизни.
В произведении мы видим Шарикова в двух ипостасях. Сначала это бездомный пес, вызывающий у нас жалость и сочувствие. Пес наделен способностью мыслить и анализировать окружающую действительность.
Он метко подмечает все, что видит вокруг: “Дворники из всех пролетариев – наигнуснейшая мразь! Человеческие очистки, низшая категория”. Глазами бездомного пса мы получаем возможность воочию увидеть Россию 20-х годов.
Булгаков не считает нужным приукрашивать действительность. Напротив, иногда кажется, что писатель сгущает краски. Впрочем, автор имеет на это все основания. Улицы мрачные, грязные…
Воет вьюга, и ее зловещие завывания только подчеркивают, насколько убогой и печальной стала жизнь.
Вокруг так много несчастных людей. Вот, например, мимо пробегает молодая девушка. Она работает машинисткой, получает “по девятому разряду четыре с половиной червонца”. Девушка голодна, плохо одета.
Ей холодно. И тут же говорится о том, что у нее есть любовник, который обладает какой-то властью. Любовник получает такую характеристику, которая совсем не красит его: “Я теперь председатель, и сколько ни накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует”.
У этого человека нет намерения помочь девушке, все помыслы направлены на себя.
В обществе процветает воровство. Оно уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И результатом становится та самая пресловутая разруха, о которой говорит профессор Преображенский.
Увы, Россия потеряла былое величие. Кто же виноват в сложившийся ситуации? Те, кто решился на такой страшный эксперимент, как революция.
Шариков Полиграф Полиграфыч – это другая ипостась бездомного пса. Существо явно не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Шариков крайне неприятен, он обладает целым рядом отвратительных качеств, в нем нет доброты, благородства.
Шариков – это тот самый люмпен-пролетарий, который стал хозяином новой России, тупое, примитивное и агрессивное существо.
Булгаков показал, насколько страшным и абсурдным может стать эксперимент, в результате которого на свет появляются Шариковы. Вернее, они существовали и ранее. Но были совершенно иными – вспомним бездомного пса, – у них не было ни прав, ни возможностей. Они были беззащитны, могли вызвать жалость и сочувствие.
Но как все меняется. И далеко не в лучшую сторону. Шариковы становятся опасными и агрессивными существами. Теперь они считают себя “хозяевами жизни”.
И общество поддерживает их.
Новые “хозяева жизни”, пролетарии, оказались не способны что-либо созидать. Но вот разрушать они умеют без особого труда. Эти люди мало что знают и умеют, но, несмотря на это, обладают силой и наглостью.
Они считают, что вправе брать от жизни все, чего так долго были лишены ранее. Шариковы не способны на жалость и сочувствие. Казалось бы, они хорошо знают, как тяжела и беспросветна может быть жизнь, и как тяжело, когда никто не протянет руку помощи. Но сами они не способны на добрые поступки.
А вот сеять зло им удается как нельзя лучше.
Булгаков создает фантастическую историю, чтобы на ее примере показать читателям, к чему привела революция. Эпиграфом к данному сочинению я не случайно взяла высказывание В. Гюго. На самом деле нищета и революция тесно взаимосвязаны. Такое бедствие, как нищета, влечет за собой появление в обществе большого количества несчастных и обездоленных людей.
В их жизни нет ничего хорошего, их ожидает мрачное и беспросветное будущее. Эти люди в массе своей представляют собой безликую, мрачную силу, способную на разрушения. Именно это и произошло в 1917 году. Нищета привела к революции, в результате чего новыми хозяевами жизни стали Шариковы.
И дальнейшая судьба России стала очень и очень незавидной.
Впрочем, у повести Булгакова хороший конец. Добро восторжествовало. Шариков вновь превратился в безобидного и вполне симпатичного пса.
Профессор понял свою ошибку и решил более не экспериментировать. В квартире вновь воцарилось спокойствие. Жаль, что другой эксперимент – революция – не мог закончиться так же хорошо.