Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея
Сергей Александрович Есенин
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского
Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение
Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия: “Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”. С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию.
Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на ее сторону. Произведения, написанные Есениным в то время(“Преображение”, “Инония”, “Небесный барабанщик”) , проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, ее величием и рвется к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: “Мать моя родина, я-большевик! ” Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, “с крестьянским уклоном”, “больше стихийно, чем сознательно”.
Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме “Инония”он рисует будущее как некое + идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным “мужицким раем”.
Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени: Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вел за собой город. “Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал”, – заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать”железного гостя”, несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую” деревянную Русь”. Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить свое социалистическое отечество и по-иному оценить все, что в нем происходит. “… Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство”, – писал Есенин по возвращении на родину в очерке “Железный Миргород”.
Уже в цикле “Любовь хулигана”, написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение “Заметался пожар голубой… “, полное самоосуждения, чистой и нежной любви, дает ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь-как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Творчество Есенина-одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы.
Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.