Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Биография

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Сергей Есенин

По народному поверью, в день, когда рождается человек, на небе появляется новая звезда. Звезде Сергея Есенина было суждено зажечься 21 сентября (3 октября) 1895 года :

Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.

Будущий знаменитый лирик появился на свет в старинном русском селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Его отец Александр Никитич Есенин работал в мясной

лавке в Москве. Мать Татьяна Федоровна, отправившись на заработки в город, отдала двухлетнего сына на воспитание своим родителям. О детстве Есенин вспоминал так: “Я рос, дыша атмосферой народной поэзии.

Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще больше значения имел дед, который сам знал множество духовных стихов и хорошо разбирался в них”. Первые стихи стали приходить в душу мечтательного мальчика довольно рано – в восемь-девять лет.

Они были посвящены родной природе – чарующим глаз живописным заливным лугам, бескрайним

степным далям, манящим своей загадочностью дремучим лесам.

В 1904 г. Сергей Есенин поступил в Константиновское земское училище, которое окончил через пять лет с похвальным листом. Желая устроить будущее сына, родители отправили его в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепиках, где Есенин проучился с 1909 по 1912 год. Но карьера учителя церковно-приходской школы совсем не привлекала юношу, и в поисках лучшей жизни в 1912 г. он отправился в Москву. Сначала работал в конторе той же мясной лавки, что и отец, затем устроился продавцом в книжном магазине, а позже – корректором в типографии.

В это же время он поступил на историко-философское отделение Народного университета имени А. Л. Шанявского – первого в России учебного заведения, которое давало возможность выходцам из простого народа бесплатно получить высшее образование. В Москве стремительно развивается поэтический дар Есенина. С 1914 г. он начинает публиковать свои стихи.

Молодой поэт использует такое традиционное для фольклора средство, как олицетворение образов. В его ранней лирике оживают самые различные растения и явления природы: “поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает”, “дремлет лес под сказку сна”, крапива “шепчет шаловливо: “С добрым утром!””

Одним из первых стихотворений, которым рязанский юноша заявил о себе как о настоящем поэте, было “Гой ты, Русь моя родная…” :

Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа…Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околицЗвонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.

Это стихотворение ярко обозначит самую важную особенность есенинской лирики – ведущее место в ней темы Родины. Сам он позже неоднократно будет подчеркивать: “Тема Родины, России – основная во всех моих стихах…”.

Знаменательную роль в жизни Есенина сыграло знакомство с Александром Блоком, которое состоялось в 1915 г. во время приезда в Петроград. Блок подметил в “очаровательном крестьянском парне” искру самобытного таланта. “Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные”, – такую характеристику уже давно признанный мастер дал творческим экспериментам новоявленного поэта. Именно благословение Блока открыло Есенину дверь к широкой публике – его стихи стали охотно печатать во многих изданиях.

Один из его современников рассказывал: “О Есенине в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым поэтом… О Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги действовали исправно. Есенин пешком пришел из Рязанской деревни в Петроград, как ходили в старину на богомолье.

Подобная версия казалась интереснее, а главное, больше устраивала всех”.

В 1916 г. вышел первый сборник стихов Есенина – “Радуница” , который включал 33 произведения. Название ему дал народный праздник встречи весны и поминания усопших. Поэтические строки сборника пленили читателей своей свежестью и проникновенным изображением природы. “Весенним, но грустным лиризмом веет от “Радуницы”, – писал тонкий знаток русской литературы профессор П. Сакулин. – Славословье природы, поэзия быта, искорки молодой любви и молитвы Богу – вот спектр этой распускающейся поэзии.

Нежно любит Есенин свою родную сторону и находит для нее хорошие, ласковые слова… Он превращает в золото поэзии все – и сажу под заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи… В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками…”.

Это умение поэта в обычных, казалось бы, ничем не приметных картинах природы находить что-то восторженное, удивительное еще не раз будут отмечать самые разные критики.

Есенину довелось жить во времена бурных перемен в истории России. На его долю выпали Первая мировая война, несколько революций. Все это не могло не отразиться на творчестве. С надеждой на перемены к лучшему и вдохновением он встретил события Октябрьской революции тысяча девятисот семнадцатого г. В его лирике появилась новая тема – двух Россий, уходящей и советской.

Ярко воплощенная во многих послереволюционных произведениях, она с особой силой зазвучала в стихотворениях “Русь уходящая” (1924), “Русь советская” (1924), поэме “Анна Снегина” (1925).

В 1919 г. художественные поиски привели Есенина к Имажинизму (от англ. image – образ) – литературному течению, сложившемуся в России в первые годы советской власти. Имажинисты утверждали, что литературное творчество сводится к Словам-образам, имеющим самостоятельное значение и не связанным с реальностью. Увлекшись имажинизмом как новым искусством, перечеркивающим былые нормы и правила, Есенин достаточно быстро разочаровался в нем.

Поэт так и не смог принять эстетику оторванной от народной жизни литературы, своим творчеством он утверждал необходимость связи поэзии с русским фольклором.

Именно с 1919 г. наступает резкий перелом в мировосприятии Есенина. Он осознает, что радужные надежды, связанные с революционным преобразованием России, остаются только надеждами. Ощущая опасность разрушения такого родного ему мира деревни, солнечный в начале своего творческого пути лирик обращается к невеселым мотивам – печали о безвозвратно ушедшем былом, преждевременного заката жизни (стихотворения “Я последний поэт деревни” , “Не жалею, не зову, не плачу…” ).

В 1921 г. Есенин познакомился с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая впоследствии стала его женой. После бракосочетания супруги отправились в заграничную поездку по Европе и США. Семейная жизнь двух ярких личностей складывалась непросто. Вдали от Родины на поэта нахлынули чувство одиночества и раздумья о бессмысленности жизни.

Именно эти мотивы звучат в написанных во время поездки стихах, вошедших впоследствии в цикл “Москва кабацкая” (1924). Лирический герой сборника предстает в образе хулигана и скандалиста, который бросает вызов окружающему миру. Цикл вызвал противоречивые отклики, но его стихи, особенно в авторском исполнении, обрели большую популярность как в России, так и за ее пределами.

В 1924-1925 годах Есенин путешествует по Грузии и Азербайджану. В его замыслах рождается цикл ” Персидские мотивы” . Хотя Есенин никогда не был в Персии, но он хорошо знал и любил поэзию таких великих персидских лириков, как Саади, Омар Хайям, Фирдоуси. Воспетый ими экзотический край давно заполонил душу русского поэта, на это увлечение наложились яркие впечатления от экзотической природы и быта Кавказа, от общения с жителями этого величественного края. Они вылились в полюбившиеся многим читателям лирические шедевры “Шаганэ ты моя, Шаганэ” , “Я спросил сегодня у менялы…” , “Никогда я не был на Босфоре…” .

В это же время поэт создал и такие знаменитые стихотворения, как “Письмо матери” , “Собаке Качалова” , “Отговорила роща золотая…” . Исследователи творчества Есенина, рассказывая о 1924-1925 годах, называют этот период самым плодотворным в его творческой жизни. Вместе с тем они подчеркивают, что поэт переживал страшный душевный кризис, постоянную смену настроений. Он еще острее, чем прежде, ощущал горечь одиночества.

Судьба великого лирика, так громко заявившего о себе миру, трагически оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года при не выясненных до конца обстоятельствах…

В стихотворении “Памяти Брюсова” (1924) Есенин пророчески предсказал:

Мы умираем, Сходим в тишь и грусть, Но знаю я – Нас не забудет Русь.

Обоих мастеров слова действительно не забыли, память о них жива и далеко за пределами родины. Известный русский поэт Михаил Дудин написал о своем соотечественнике: “У Сергея Александровича Есенина была короткая, как праздник иволги в наших березовых лесах, жизнь, но песня его была прекрасна, и душевна, и необычна, она осталась в самом воздухе бессмертного русского языка как откровение, как запах медуницы на заливном лугу перед завтрашним сенокосом”. Давайте же прислушаемся к многозвучию есенинской лирики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Биография