СЕРГЕИ ЕСЕНИН – “ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ”

К черту я снимаю свой костюм
английский.
Что же1 дайте косу, я вам покажу –
Я ли вам не свойский, я ли вам не
близкий,
Памятью деревни я лъ не дорожу?
С. Есенин
За Сергеем Есениным прочно укрепи-
лась слава поэта “с крестьянским уклоном”.
По своему рождению и призванию он был
таковым:
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Мир стихов Есенина – мир сельский, в
такой же степени как мир поэзии Маяков-
ского или Блока – городской. Поэт – один
из немногих в русской литературе

того вре-
мени выходец из деревни, и он по праву вос-
принимал себя как лирического представите-
ля сельского уклада в многообразии направ-
лений современной ему поэзии.
Первый сборник есенинских стихов на-
зывается “Радуница”. С ним нам открывает-
ся возможность заглянуть в жизнь родной
поэту деревни. Его пейзажи только отчасти
“природны” – в них настойчиво возникают
детали, связанные с сельским бытом:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Не просто поля, а пашни и нивы, не
столько луга,
сколько сенокос становятся
объектом описания автора. Сельская жизнь
во всех ее проявлениях – вот содержание
ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд
со всеми его тяготами и радостями влечет
к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа
пахаря и жнеца – все это хочет описать он
в своих стихах. Однако не только будни, но
и праздники деревни находят свое отраже-
ние у Есенина. Троицын день и Купалье, де-
вичники и солдатские проводы, сельские гу-
лянья и ярмарки неизменно сопровождают
читателя его стихов. Так, в чередовании тру-
дов и немудреных праздников, и проходит
жизнь обитателей деревенского мира Есени-
на. Мир этот – патриархальный, со своими
обычаями и ритуалами, глубоко религиоз-
ный. Розовые иконы, сельская церквушка,
богомольцы, сам Господь, идущий “пытать
людей в любови” – все эти образы суть
неотъемлемая часть его описаний. Религиоз-
ность присуща деревне изначально, это тот
источник, из которого выросла глубокая
нравственная сила народа, чистота и любовь
к ближнему. А кроме того, в ней – мощное
эстетическое начало, ведь всякий церковный
ритуал, всякий праздник одновременно и яр-
кое, радующее душу зрелище:
Пахнет яблоком и мъдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Постепенно, в поэзии Есенина образ дерев-
ни перерастает в олицетворение всей России.
Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни
поэт распространяет на всю страну:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Мечты о будущем России у Есенина свя-
заны, прежде всего, с патриархальным сель-
ским раем. Городской цивилизации он пред-
почитает жизнь, “привязанную” к земле, к
деревенскому труду, к природе. Индустри-
альная Америка вызывает у него чувство ос-
трого неприятия. Его мечта – изменить об-
лик этой “отколотой” страны:
И вспашу я черные щеки
Нив твоих новой сохой…
Его Инония – райская страна – видится
ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солн-
ца, со светлым именем Спаса.
Для художественной системы Есенина
свойственно противопоставление города и де-
ревни, причем ему придан поэтом характер
глобального, мировоззренческого конфликта.
В творчестве автора можно проследить це-
лый ряд контрастных признаков, присущих
этим двум мирам: мир сельский – здоровый,
чистый, полноценный, светлый, добрый, ес-
тественный и живой; мир городской – боль-
ной, порочный, ущербный, мрачный, жесто-
кий, искусственный и мертвый. Жизнь в го-
роде пагубно сказывается на душе героя:
Я усталым таким еще не был…
Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервъ!
Он с грустью вспоминает свою прежнюю
жизнь, чуждую городским порочным заба-
вам, суете. От всех его простых и светлых
радостей сельского мира только и осталось,
чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото ов-
са подать кобыле”, увиденной на городской
улице. Герой чувствует себя неуютно в но-
вом для него городском мире. Его решение
остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные
ночи в столичных кабаках, репутацию “ху-
лигана”. И поэтому ему часто хочется вер-
нуться в родную деревню:
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Город враждебен и агрессивен. Он насту-
пает на милые сердцу поэта поля. Под пятой
железного коня трогательный тонконогий
жеребенок обречен на гибель, спелые колосья
соберет неживая, чужая ладонь, а певцу роди-
мой стороны придется ей петь “аллилуйя”.
Наступление города автор сравнивает с без-
жалостной охотой, с травлей:
Горой, город, ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразъ.
В послереволюционном творчестве Есе-
нина тема деревни обрела новое звучание.
Село изменилось. С церквей и колоколен
сняты кресты, вместо икон – портреты Ле-
нина, кругом – суета, новая жизнь, новые
интересы. Никто не узнает поэта в родном
селе, которое, как чувствует герой, когда-то
будет только тем и знаменито, “что здесь…
баба родила российского скандального пии-
та”. С тоской глядит поэт на новую деревню,
где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его
стихах появляются новые настроения. Он
пытается привыкнуть к происходящему и
увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пи-
шет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные по-
ля, жалкие лачуги, нищета – вот таким он
видит образ прежней деревни. Во имя благо-
денствия, богатства страны — “каменного и
стального” – он отступается от нее. Но нель-
зя сказать, что поэт предает родной ему
жизненный уклад, переходит в стан против-
ника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его
молодости. Он по-прежнему дорожит теплом
и светом сельской жизни. За поверхностным
городским лоском, за лайковыми перчатками
и заграничным костюмом – все тот же “бес-
печный парень”, который запросто может
взять в руки косу и вывести ею “травяные
строчки”; читать их сможет “каждая коро-
ва”, и оттого душу героя наполняет радость:
результат его труда ясен и очевиден, к тому
же несомненно полезен, тогда как стихи…
И потому он с полным правом говорит о себе:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
У слова “золотой” – несколько значений.
Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя
более полно и точно характеризует отноше-
ние Есенина к данной теме. Во-первых, “зо-
лотой” – значит, сделанный из золота,
то есть драгоценный, дорогой (в обоих смыс-
лах слова). Во-вторых, “золото” – так мы
говорим о чем-то или ком-то замечательном,
прекрасном. В-третьих, золотой – это цвет
солнца, источника света и тепла, цвет, из-
любленный автора. В его стихах – “солнца
луч золотой”, золотые звезды, позолота лис-
топада, золото колосьев, “земля моя златая”.
Это слово – одно из самых распространен-
ных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним все-
гда связано чувство неизбывной любви и све-
та. И потому изба у поэта “бревенчатая” и
“золотая”.
В ряду певцов сельской жизни Есенин,
пожалуй, действительно “последний поэт”.
Всем своим творчеством он был предан этой
теме. Проникновенность, глубокое чувство,
поэтическая сила его стихов о деревне не ос-
тавляют равнодушным читателя и свиде-
тельствуют о том, что всем сердцем, всей ду-
шой автор любил этот прекрасный и светлый
мир своего детства и своих взрослых снов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

СЕРГЕИ ЕСЕНИН – “ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ”