Сентиментальный идеал верной любви в балладе “Светлана”

Страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта. Стиль баллады “Светлана” отличен цветовой гаммой. Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи: она в темноте дубрав и лесов или на буграх, на равнинах, освещенных тусклым лунным светом. Баллада “Светлана” выдержана скорее в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи.

Источник белого цвета в балладе – прежде всего снег, образ которого возник в первой строфе и сопутствует сюжетной линии до конца. Девушки, гадая, “пололи снег”.

Светлане

снится снег: “вьюга над санями”, “метелица кругом”, “снег валит клоками”, кони, “снег взрывая”, мчатся, а когда она проснулась, “снег на солнышке блестит”, “на дороге снежный прах”, “санки”. От строфы к строфе переходит образ снега, наполняя балладу белизной. Она подкрепляется и образами “белого платка”, используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, “белоснежного голубка” и даже “белого полотна”, которым накрыт мертвец. Белый цвет (но, конечно, не савана, а снега – лейтмотивного образа) ассоциируется с именем героини:
Светлана, светлая, а по народному, свет “белый”.

Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

Второй, контрастный, цвет в балладе не черный (в ней только “черный вран”), а скорее темный: “темно в зеркале” (во время гадания), “темна даль” дороги, по которой мчатся кони, “одинокая, впотьмах”, Светлана перед избушкой. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в этой балладе смягчен, высветлен.

Только баллада “Светлана” наполнена “огоньками” – еще одна особенность живописного рисунка поэта в знаменитом стихотворении. В нем – то светит огонек свечи, которую зажгла Светлана в полночь, начиная гадать, то появился свет в распахнувшихся дверях церкви, то есть темноте “брезжит в поле огонек” из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. Хотя свеча – церковный символ, но в балладе Жуковского эта символика имеет второстепенное значение (цель поэта – не обрисовать обряд, не ассоциировать душу Светланы с тающей свечой), для поэта важен чисто художественный, живописный эффект, и он оказывается романтическим: должно быть очень страшно в темной комнате, освещенной лишь свечой, жутко входить в одинокую, пустую хижину с отчего-то светящимся окном.

Специфический прием сочетания темноты со слабым светом, с какой-то яркой светящейся точкой поэт использует особенно романтично в сцене гадания: в темноте не только “пыхнул огонек” свечки, но и “Кто-то, чудилось, блестит – Яркими глазами…”, а в страшной избушке – голубок “с светлыми глазами”. Белый снег, темная ночь и яркие точки огоньков свечей или глаз – вот своеобразный романтический фон в балладе “Светлана”.

Очарование баллады в образе юной, влюбленной Светланы. Ее страхи рассеялись, она ни в чем не повинна. Но поэт, верный своим этическим принципам, предупредил юное существо против порока самолюбия. Смирись, человек, и покорствуй провидению – вот позиция автора.

Вера в провидение оборачивается верой в жизнь: “Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье”.

В. Г. Белинский приходил к выводу, что “любовь играет главную роль в поэзии Жуковского”, и одновременно критик отмечал, что поэт передавал в стихах не столько самое чувство, сколько “потребность, жажду любви, стремление к любви…”. Баллады “Людмила” и “Светлана” выразили эту человеческую потребность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сентиментальный идеал верной любви в балладе “Светлана”