Сент-Бев Шарль-Огюстен

Сент-Бев Шарль-Огюстен
Сент-Бев (Sainte-Beuve) Шарль-Огюстен (23.12.1804, Булонь-сюр-Мер, – 13.11.1869, Париж) – французский писатель и литературный критик. Родился в г. Булонь-сюр-Мер в семье инспектора налогового ведомства. В 1818 г. переехал в Париж, учился в коллеже Бурбона, где изучал филологию и философию.

По окончании коллежа в 1824 г. Сент-Бев начал сотрудничать в газете “Глоб” (“Глобус”). Сент-Бев начинал как поэт. В 1829 г. была опубликована его книга “Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма”, выстроенная как духовная биография

талантливого молодого поэта. Первая часть – мистифицированное биографическое повествование о жизни вымышленного персонажа Жозефа Делорма, якобы воссозданное на основе его посмертных записок.

Вторая часть – стихи героя. Третья – прозаические фрагменты литературно-критического характера. Вскоре Сент-Бев понимает, что размеры его поэтического дарования не могут сравниться с талантом Ламартина или Гюго.

Изданный им в 1830 г. поэтический сборник “Утешение” не имел успеха. Писатель переживает острый нравственный и творческий кризис. Он сосредоточивается на журналистской деятельности, все

активнее проявляет себя в публицистике и литературной критике. Значительное влияние на формирование политических взглядов Сент-Бева оказало учение Сен-Симона, христианский социализм аббата де Ламенне.

Сент-Бев не принял режима Луи-Филиппа. В статьях, опубликованных в республиканских газетах “Насьональ”, “Тан”, он критиковал коррумпированность и бездарность новой власти. Сент-Бев ищет способы обновления литературной критики.

Результатом этих поисков и своего рода компесацией неудач на поэтическом поприще стал жанр литературного портрета, основателем которого был Сент-Бев. Первые литературные портреты – “Пьер Корнель”, “Лафонтен”, “Мадам де Севинье”, “Жан-Батист Руссо” и др. – печатаются в периодических изданиях в конце 20-х годов XIX века. Широта кругозора, острая наблюдательность, мастерство психологического анализа, тонкость литературного вкуса позволили Сент-Беву очень скоро стать одним из самых авторитетных литературных критиков. Статьи и рецензии Сент-Бева печатали самые авторитетные парижские газеты и журналы, такие как “Журналь де Деба”, “Ревю де де монд”.

В 1844 г. Сент-Бев был избран во Французскую академию. Особый этап литературно-критической и журналистской деятельности Сент-Бева начался в 1849 г. и продлился почти двадцать лет. Издатель Л. Д. Верон предложил Сент-Беву писать для парижской газеты “Конститюсьонель” небольшие статьи, очерки и этюды, которые должны были появляться на страницах газеты по понедельникам.

Эти публикации составили впоследствии многотомные серии “Беседы по понедельникам” (1851-1862) и “Новые понедельники” (1863-1870), в которых проявилась блестящая эрудиция Сент-Бева, широта его литературных интересов, умение воссоздавать атмосферу прошедших эпох. С конца 1850-х годов Сент-Бев публиковал свои литературно-критические статьи и очерки в “Монитер” и “Тан”. На финальном этапе своего жизненного и творческого пути Сент-Бев оказался в оппозиции к Наполеону III. В 1868 г. он выступил против решения властей Второй империи о предоставлении церкви права руководить высшими учебными заведениями Франции.

В 1869 г., выступая в парламенте, он потребовал свободы слова для писателей. В историю французской литературы и журналистики Сент-Бев вошел как авторитетнейший литературный критик, создатель “биографического метода”, согласно которому, чтобы понять своеобразие творчества того или иного художника, необходимо “увидеть в поэте человека”, “воскресить живой облик” писателя, изучить его биографию. Одним из первых критиков “биографического метода” Сент-Бева стал Марсель Пруст, писавший в своей книге “Против Сент-Бева”: “Кажется, за всю свою жизнь Сент-Бев так никогда и не понял, в чем суть литературы. Он ставил ее на одну доску с беседой” (Пруст М. Против Сен-Бева: Статьи и эссе.

М.: ЧеРо, 1999. С. 40). Как бы то ни было, современные французские литературоведы высоко оценивают вклад Сент-Бева прежде всего в развитие литературной критики, называют его “поэтом в критике” (П.

Моро), “критиком-портретистом” (Р. Файоль). Продолжателями традиции жанра литературного портрета во французской литературе XX века стали А. Франс, Р. де Гурмон, А. Жид, Ж. Кокто, А. Моруа.

См. также статью: Сент-Бев и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова). Соч.: Portraits contemporains. Vol.1-3.

P.: Didier, 1846; в рус. пер. – Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Лит.: Трескунов М. Сент-Бев Сент-Бев Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки.

М., 1970. С. 5-44; Трыков В. П.
Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. В. П. Трыков Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. – Персоналии: Французские писатели, литераторы. – Персоналии: Исследователи французской литературы. – Историко-культурный контекст: журналистика.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сент-Бев Шарль-Огюстен