Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”



Тема отцов и детей, тема смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев – “Отцы и дети”, Чехов – “Вишневый сад”, Салтыков-Щедрин – “ГосподаГоловлевы”, Гончаров – “Обыкновенная история”. JI. Н. Толстой тоже не является исключением.

В центре романа “Война и мир” три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старый князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение

передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.

Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете “есть только две добродетели – деятельность и ум”, неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет “развить в дочери обе добродетели”, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь

в беспрерывных занятиях.

Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он – ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские – истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой.

Мысль о покровительстве генерала Рамо “приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости”. Она твердила себе: “Поскорее уехать! Ехать скорее!”
Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но “не счел себя вправе отказаться в такое время”, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
“Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя”. У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян.

Он никогда не отказал бы “в нужде мужикам”. Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, “ей странно было думать.., что могли богатые не помочь бедным “. А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это “в полку его называли наш князь, им гордились и его любили”.

Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: “Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…”
Семья Ростовых также представлена широко, всеобъемлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других – любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с отеческой ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик!

Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”.

Ох, больше бы таких грозных наставлений нашему Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки – графини Марьи Дмитриевны. Она “всегда говорила по-русски”, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит).

И, как почтительно все встали перед графиней, и это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тетушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры – Берга.
“Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у нее был приятный…” Вера слишком “умна” для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома.
От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга – именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая “ни насмешки, ни равнодушия” окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. “Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю,
– сказал Шиншин, трепля его по плечу”. Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне.
Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов – самый задушевный персонаж романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Два красивых молодых человека, один офицер, другой
– студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый молодой человек” с открытым выражением лица. В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: “Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек”, – сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать.

Двусмысленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? ” И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кругом виноват!” – восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера.

Порывистый, чистый юноша превращается в защитника Отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют.

Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”