Семья Маэ в романе Жерминаль (Золя Эмиль)

С беспощадной правдивостью изображены в романе чудовищные условия жизни и труда французских пролетариев. Перед потрясенными читателями “Жерминаля” встали картины социальной трагедии, о которой они и не подозревали, – трагедии каждодневного существования рабочего класса, узаконенной, ежечасной, повторяющейся из года в год, из поколения в поколение. Вот в предутренней мгле, дрожа от холода в своих лохмотьях, угрюмые вереницы рабочих стекаются к шахте – мужчины, старики, женщины, дети; людей, “как скот, грузят в клети”; забойщики,

откатчицы задыхаются от жары в узких забоях, среди рудничного газа, потоков подземной воды, под постоянной угрозой гибели, измученные нечеловеческим трудом, доведенные до крайней степени унижения, полуголодные, голые, как животные, на всю жизнь прикованные к шахте, словно те лошади, которых поднимают на поверхность только после смерти.

Так. же как в “Западне”, Золя откровенно рисует невежество и пороки, неизбежно бытующие в рабочей среде, но он неизмеримо поднимается над своим первым рабочим романом, потому что рисует героев “Жерминаля” как класс.

Их объединяет не случайное соседство по

дому, улице или мастерской, а общее положение наемных рабочих, определяющее их судьбу. Если в “Западне” прилежная и непьющая семья Гуже процветает, то в “Жерминале” такая же трезвая и работящая семья Маэ гибнет, как и все остальные: годы непосильного труда и лишений приводят их к физическому вырождению, целая рабочая династия, пять поколений этой семьи, находят смерть под землей.

И тут никто лично не виноват: таково само общественное положение пролетария, он должен кормить Капитал – этого “тучного идола, восседающего в далеком капище”, чей символический образ проходит через весь роман. Золя сознательно нарисовал персонажей из лагеря эксплуататоров не какими-то злодеями, а самыми обыкновенными людьми. Никто из них не хочет рабочим зла, но они, помимо воли, становятся орудием классового угнетения, и рабочие с полным правом смотрят на них как на врагов. Многочисленные сцены романа с плакатной наглядностью противопоставляют праздный класс классу тружеников.

Таков изысканный завтрак у Энбо, составляющий контраст со скудным ужином в шахтерской семье Маэ, стоившим матери стольких трудов и унижений; таков “заурядный адюльтер” в доме директора шахты, который, по признанию Золя, понадобился ему, чтобы показать ничтожность страданий Энбо “на фоне грозного рева толпы, в котором рвется наружу боль целого класса”; прогулка дам к месту обвала шахты, когда они восторгаются живописностью пейзажа, пока рабочие откапывают засыпанных товарищей. Обобщенное значение приобретает семья добродушных и по видимости таких безобидных Грегуаров, которые, пребывая в совершенном безделье, вот уже целых сто лет кормятся одной-единственной акцией угольных копей и считают само собой разумеющимся, что “их добрые рабочие” обеспечивают им сытость и уют. И, наконец, все эти противопоставления сводятся к символической сцене, в которой старый шахтер Бессмертный – олицетворение рабочего класса, душит Сесиль Грегуар – олицетворение класса праздного.

Новаторство “Жерминаля” проявилось и в том, что здесь впервые предметом художественного изображения стал труд. Рисуя пролетария, Золя не мог нарисовать его вне трудовой деятельности. Именно коллективный труд создает общность интересов, заставляющую рабочих объединиться против имущего класса, который тоже объединяется для защиты своих богатств. С большой убедительностью Золя показывает, что только в открытой борьбе против хозяев возникает новое явление – рабочая солидарность, чувство братства, совсем незнакомое героям “Западни”.

Солидарность поднимает рабочего до уровня человека, помогает преодолеть вековую покорность, учит ставить общее дело выше личных интересов. Супруги Маэ, не согласные с идеей стачки, присоединяются к бастующим только потому, что “нельзя же бросать товарищей!”. Замечательная сцена робкого и трудного пробуждения человеческого достоинства в шахтере Маэ, который выступает перед директором как представитель забастовщиков.

Даже в жестоком и грубом Шавале в трудную минуту пробуждается “благородное желание помочь товарищу”, а после катастрофы в шахте рабочие проявляют массовый героизм, ведя спасательные работы. Опустившись в толщу трудящегося народа, Золя обнаружил там совсем новые для литературы характеры и отношения, каких он никогда не наблюдал в буржуазной среде. Это “отъявленная бунтовщица” Горелая с ее седыми космами и орлиным носом, возглавляющая голодную толпу забастовщиков и гибнущая от солдатской пули; Бессмертный, у которого через полвека примерной работы внезапно прорывается подсознательная ненависть к угнетателям; робкая, забитая Катрин, сумевшая сохранить среди почти животного существования нежность и поэтическую женственность; простой рабочий парень Захарий, которому кажущаяся душевная примитивность не мешает пожертвовать собой ради спасения сестры.

Наконец, самый значительный и жизненный образ “Жерминаля” – мать Маэ, душа и глава рабочей семьи, страдалица и труженица, у которой шахта постепенно отнимает детей и мужа. Выведенная стачкой из состояния безнадежной покорности, она “меняется на глазах”, в ходе тяжкой борьбы становится одной из самых стойких, а после поражения сохраняет веру в завтрашний день. Эта величественная, полная долготерпения и мужества фигура женщины из народа приобретает символическое значение материнства, продолжения жизни, надежды на будущее и предвосхищает многие образы матери в прогрессивной литературе XX века.

Источники:

    Золя Эмиль Тереза Ракен. Жерминаль.- Мл Правда, 1981.-720 с.

    Аннотация: В настоящее издание выдающегося французского писателя Э. Золя (1840-1902) вошли два его наиболее известных произведения: “Тереза Ракен” и “Жерминаль”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Семья Маэ в романе Жерминаль (Золя Эмиль)