Семья и общество. в пьесах “Гроза” и “Лес”

Сама по себе Пьесса “Гроза” – это предсказание, предчувствие какого-то взрыва, каких-то перемен, какой-то грозы. Такой переменой можно считать реформу 1861 года, отменившую крепостное право и тем самым разрушившую основу, на которой держалась власть описанных в “Грозе” калиновских самодуров Кабановой и Дикого. Но важен даже не сам факт отмены крепостного права, а то, что этой реформе сопутствовали глобальные внутренние изменения в обществе, накапливавшиеся десятилетиями. В те времена Россия медленно, но верно переходила от феодализма

к капитализму.

При капитализме каждый живет сам для себя, семейные связи здесь не важны, и, естественно, патриархальный семейный уклад начинает разрушаться. Но пока это только тенденции, Кабановы и Дикие всеми силами пытаются сохранить или, по крайней мере, создать видимость сохранения семейного уклада. И им это неплохо удается, потому что их Дети, воспитанные ими же, не могут идти против своих родителей, хотя интуитивно прекрасно понимают, что то, что было необходимо и правильно в пятнадцатом или шестнадцатом веке, выглядит нелепо

в середине девятнадцатого. Но они, как уже было сказано, слишком слабы.

Но вот прошло двенадцать лет. Что за это время стало с Кабановой и Диким? Может быть, они умерли, может быть, изменились и стали похожими на госпожу Гурмыжскую, но главное, что они исчезли из жизни своих детей.

И вот эти дети, оставшись одни в этом “лесу”, как назвал его Островский, пытаются выжить в условиях разрушенного помещичьего уклада, но у них ничего не выходит. Почему? Их беда в том, что они выросли в “лесу”, в обществе, полностью изолированном от реального мира, где господствовали патриархальные порядки, куда новости приходили от странницы Феклуши.

В “Лесе” мы видим, как патриархальная русская Семья рушится, сама себя истощив. Да и разве можно назвать семьей союз пятидесятилетней женщины и гимназиста-недоучки?
В “Грозе” описано огромное, неразрушимое “темное царство”. Только-только начали загораться светлые искорки самосознания у его отдельных обитателей. В “Лесе” же описано уже разрушающееся “темное царство”. Оно еще сохраняет некоторые свои качества, но уже не имеет прежней силы.

В “Грозе” “темное царство” представляет абсолютное большинство: Дикой, Кабанова, Феклуша, Тихон; в “Лесе” от всего “темного царства” осталась только Гурмыжская (перевоплощение Кабановой), да некоторые помещики, особой власти не имеющие. А герои (например,
Аксинья), не желающие подчиниться чужой воле, могут просто уйти из “леса”.
На примере “Грозы” и “Леса” мы можем видеть эволюцию строя России. Это отражается не только на семье, но и на жизни всего общества. За двенадцать лет произошел полный распад патриархального семейного уклада в провинции.

Тема благодатная – можно было бы написать большое эпическое произведение, отразившее все эти события, но в том, наверное, и состоит гений Островского, что ему удалось отразить целую эпоху в двух пьесах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Семья и общество. в пьесах “Гроза” и “Лес”