Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс

Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс

Описанный здесь урок посвящен изучению одной из наиболее сложных тем школьной программы: поэзии Серебряного века. Сложность ее обусловлена тем, что учащиеся далеко не всегда подготовлены к восприятию этой достаточно специфичной поэзии. Возможно, облегчить ученикам постижение особенностей стихотворений этого периода может суммирование знаний из области теории литературы, полученных ими ранее.

Повторительное обобщение этих знаний целесообразно провести в форме двухчасового семинара.

Подготовка к семинару

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание напомнить определение какого-то термина, объяснить его значение и проиллюстрировать примерами. Обязательным требованием является ограниченность иллюстративного материала поэзией Серебряного века. Поиски нужных примеров заставляют ребят окунуться в мир, с которым им предстоит познакомиться.

Представляется также важным, что в течение полутора часов стихи звучат из уст как учителя, так и самих учеников.

Имена поэтов называются ученикам заранее, одной из важнейших целей семинара является ознакомление с новыми именами, поэтому предпочтительны примеры не только из поэзии тех, чье творчество позднее изучается монографически, но и тех, кто обычно только упоминается (Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Кузмин, В. Хлебников – на выбор учителя). Это расширяет кругозор учеников.

Первый урок

Вступительное слово учителя

Мы приступаем к изучению поэзии начала ХХ века. Этот период в истории литературы был настолько специфичен, что получил особое название – Серебряный век русской поэзии (в отличие от “золотого” – пушкинского). Это время так названо, может быть, потому, что ведущая роль в его культуре принадлежала поэзии. За короткий промежуток времени – 1890-1910-е годы – появилось много разных по мироощущению чрезвычайно одаренных поэтов.

Но дело не только в самом факте их рождения (не биографического, а литературного). В поэзии Серебряного века много отличительных черт. Одна из них – внимание к тому, что называется “литературной формой”.

Культуре того времени был свойствен пристальный интерес к назначению поэзии, к тому, как она создается и почему воздействует на читателя и слушателя. Эти вопросы поднимались не только в критических статьях, научных исследованиях и литературных манифестах, но и отражались непосредственно в художественном творчестве. Далеко не случайно В. Брюсов открывает свой первый сборник “Сонетом к форме”, а К. Бальмонт пишет стихотворения под названием “Гармония слов”, “Как я пишу стихи”, “Глагольные рифмы”, “Заветная рифма” (ряд можно продолжить).

Эстетическая тематика занимает немалое место и в творчестве Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, И. Северянина и других.

Разумеется, и у Пушкина есть стихи, посвященные жанру сонета, строфе, размеру и рифме. Но Пушкин писал в эпоху, когда русский литературный язык лишь складывался, что совпало с расцветом нашей поэзии. А к началу ХХ века она уже существовала более полутора веков; ей были знакомы различные стили и течения, она уже имела и опыт теоретического осмысления, и традицию поэтического перевода, и собственную, русскую систему стихосложения. Наконец, в ней уже звучали и Державин, и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и Баратынский, и Тютчев, и Фет и многие другие.

Их опыт активно осмыслялся поэтами Серебряного века с понятной целью сказать свое новое слово. При их осмыслении сухие теоретические формулы и понятия (размер, жанр, рифма) воспринимались как живые, “одухотворенные” реалии, которые могут навязывать художнику свою волю, а могут мстить за неумение ими овладеть.

Знание ремесла и понимание органичности формы рождало другую черту – чуткость к иному художественному миру.

Очень много в поэзии того времени произведений, посвященных и обращенных к другим поэтам, предшественникам и современникам. Само по себе это опять же не странно и не удивительно, но замечательна проницательность авторов, осмысляющих чужую судьбу, в чем им помогало видение тонкостей поэтического склада. Когда читаешь Гумилева об Анненском (“Памяти Анненского”) – слышишь Анненского, Ахматову о Блоке (“Я пришла к поэту в гости”, “Поэма без героя”) – представляешь Блока, Брюсова о Лермонтове (“К портрету М. Ю. Лермонтова”) – понимаешь Лермонтова, Бальмонта о Тютчеве (“Тютчев”) – вспоминаешь Тютчева, Цветаеву о Маяковском (цикл “Маяковскому”) – узнаешь последнего (в отличие, например, от ее книги о Пушкине, написанной в прозе, где больше от самой Цветаевой, чем от исследуемого ею поэта).

Поэзия Серебряного века создавалась образованными людьми и искушенными читателями. Она не проста для понимания, редко гармонична. Как всякая поэзия, она воспринимается сначала сердцем и ушами, а потом головой.

Но для более адекватного ее понимания могут быть полезными знания из области теории литературы.

Ход урока

Начать семинар целесообразно с вопроса, чем поэзия отличается от прозы. Вопрос адресуется ко всему классу. При затруднении можно напомнить, что поэтическая речь родилась из песни, что поэзию часто сравнивают с музыкой.

Можно рассказать о том, как, по воспоминаниям современников, Маяковский “вышагивал”, а Мандельштам “выборматывал” свои стихи.

Из чего же складывается “музыка стиха”?

Прежде всего стихотворная речь отличается особой Ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. Одна из групп воспроизводит на доске опорный конспект, данный ранее или подготовленный с учениками специально к этому уроку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс