“Семь холмов – как семь колоколов!..” анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение “Семь холмов – как семь колоколов!..” было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Произведение входило в цикл стихотворений о Москве, который был издан в 1916 году. Это время принято считать ранним периодом творческой деятельности Цветаевой. “Семь холмов – как семь колоколов!..” было создано в июле, а творения поэтессы, написанные тем летом в Александрове, впоследствии стали известны как самые счастливые и красочные стихи Марины Цветаевой.

В сборнике “Стихи о Москве” сосредоточены

лучшие воспоминания поэтессы о своем родном городе, столице России, и детских годах, проведенных в ней.

Анализируемое стихотворение не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений, как и другие произведения Цветаевой. Независимая и свободолюбивая поэтесса никогда не привязывалась ни к одной из популярных школ поэзии, не пыталась подражать ни одному из поэтов своего времени или прошлого. Ее собственный стиль не подлежит определению, загону в четкие рамки.

Жанр произведения – лирическое стихотворение

с нотками оды, восхваления столицы нашей Родины.

Главная идея стихотворения – это признание в любви городу, в котором родилась и была счастлива поэтесса. Соответственно, основной темой всего произведения является Москва, расположенная на семи холмах – отсюда и происходит название стихотворения. Композиционно стих поделен на две части, в первой красочно описывается сам город, а во второй – его обитатели, простой городской люд.

В конце произведения Цветаева иносказательно затрагивает тему религии и смерти. Думая о ней, она не может согласиться с покорностью православных людей собственной судьбе и просит ей “крепче заткнуть рот колокольной землей московской”.

Лирическая героиня Цветаевой обитает среди описанного во второй смысловой части стихотворения городского люда. Она не противопоставляет себя ему, а наоборот, отождествляет, несмотря на использование такого резкого описания, как “юродивый, воровской, хлыстовский”. Лирическая героиня не может представить себя без московского народа и самого города, в котором она родилась в “червонный” день, то есть, в праздник.

Произведение не имеет развивающегося Сюжета в силу своей тематики: это скорее описание собственных воспоминаний, а не повествование.

При создании стихотворения Марина Цветаева использовала чередование мужской и женской рифмы – ее любимый прием при плетении поэтической канвы произведений. Необычен размер “Семь холмов – как семь колоколов!..”: это акцентный стих, чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке. Данный размер широко употреблялся в народном творчестве, поэтому очевидно, что Цветаева выбрала именно этот способ стихосложения для того, чтобы приблизиться к образу описываемого московского люда.

Строки стихотворения соединены между собой при помощи перекрестной рифмовки со схемой ABAB.

Для достоверного описания своей Родины и окружающих людей Марина Цветаева использует огромное многообразие средств художественной выразительности. Среди них такие тропы, как Эпитеты (“златоголовые”, “юродивый”, “жаркий”, “колокольной”), Сравнение (“семь холмов – как семь колоколов”), лексическое Повторение (“сорок сороков”). Риторические Восклицания (“колокольное семихолмие!”, “колокольной землей московскою!”) придают стихотворению особенно торжественный, воспевающий оттенок, чего при создании и добивалась Цветаева.

Москва – это по-настоящему удивительный город. В стихотворении “Семь холмов – как семь колоколов!..” Марине Цветаевой удалось в полной мере воспеть его красоту и уникальность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Семь холмов – как семь колоколов!..” анализ стихотворения Цветаевой