Секреты творчества уральского сказочника (П. П. Бажов)
Большой интерес читателей к “Малахитовой шкатулке” побудил П. Бажова рассказать о том, как создавались сказы, раскрыть секреты своего творчества. Наполненная поездками, встречами со многими старыми уральскими рабочими жизнь газетчика, конечно, во многом обогатила писателя. Но, по его словам, самыми важными и яркими оказались впечатления детства. “Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет”, – вспоминал П. П. Бажов.
Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других
Хорошими рассказчиками были многие старики, но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток.
Свои рассказы о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, необычных и загадочных случаях с рабочими, о “тайной силе” и девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов Хмелинин, как и впоследствии Бажов,
Сказ – устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу.
Вот и в сказах Бажова мы все время ощущаем присутствие и даже как бы видим рассказчика – веселого старичка, дедушку Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: “слышь-ко”, то есть: “знаешь ли”, “послушайте-ко”. Особенно заметно обращение деда к слушателям в начале повествования, когда он хочет привлечь внимание к рассказу, и в конце сказа, когда, как и при рассказывании сказок, часто “перекидывается мостик” в современность, слушателям предлагается поразмышлять над услышанным.
Но не только обращение к слушателям характеризует речь дедушки Слышко. Она передает нам его взгляд на мир, оценку людей и событий. Дед Слышко важен не только как рассказчик, передатчик известных ему сказов, но и как личность.
Он, старый мастер, многое повидавший и, главное, испытавший на своем веку, является выразителем мнения и отношения народа к окружающему, к народным героям, к народным угнетателям. Первыми он восхищается, вторыми возмущается, язвит и смеется над их глупостью и ничтожеством, клеймит коварство и злобу. Особенно достается от него барам и приказчикам, а одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других.
- Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов родился в 1879 году в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Мальчику повезло с учителем словесности. Тот сам любил русскую литературу и передал эту любовь своим ученикам. Десятилетний Бажов знал наизусть весь школьный сборник стихов Н. А. Некрасова. Павел Бажов мог стать священником – он окончил Пермскую духовную семинарию. Но […]...
- Бажов Павел Петрович, прозаик Родился 15 января (27 по новому стилю) в Сысертском заводе, близ Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера. Учился в духовном училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров, в результате чего получил аттестат с пометкой о политической неблагонадежности. Это помешало ему поступить, как он […]...
- Павел Петрович Бажов и его сказы и легенды Детство будущего писателя прошло в среде той Уральской “мастеровщины”, которая дала немало славных борцов революции. В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был здесь весьма своеобразным. Да, здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, прежде всего от южного, жизнь которого столь […]...
- Сочинение по картине А. К. Денисова-Уральского “Лесной пожар” Основная тема, с которой работал А. К. Денисов-Уральский – незабываемая природа Урала, ведь это его родной край. В его творчестве можно отметить еще одну картину, на которой изображен пожар в лесу. Видимо, вдохновение было столь велико, что автор решил посвятить этой теме несколько своих работ. На картине “Лесной пожар” показана настоящая стихия. Глядя на нее, […]...
- Сочиненин по картине Денисова-Уральского Лесной пожар Основная тема, с которой работал Денисов-Уральский – незабываемая природа Урала, ведь это его родной край. В его творчестве можно отметить еще одну картину, на которой изображен пожар в лесу. Видимо, вдохновение было столь велико, что автор решил посвятить этой теме несколько своих работ. На картине “Лесной пожар” показана настоящая стихия. Глядя на нее, становится страшно […]...
- Секреты работы с родителями Как обеспечить явку родителей на собрание 1. Самое простое – разослать приглашения родителям. 2. Подготовить презентацию об успехах детей за прошедший период с последнего собрания (выставка дипломов, творческих работ детей, на слайдах цифры участия в различных мероприятиях, фамилии, фото детей). Главное, должен быть отмечен каждый ученик. 3. Никогда на собрания не выносить негативную информацию о […]...
- Секреты постановки целей В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель – осуществление того, к чему вы стремились. Вторая цель – умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели. Логан Пирсолл Смит Постановка цели – не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда держат […]...
- Греческий макияж – секреты красоты со времен античности Прежде чем сесть за зеркало в надежде создать идеальный греческий макияж, убедитесь, что в вашей косметичке есть все необходимые косметические средства. А именно: Основа для лица для нанесения макияжа – ее наличие обязательно, так как чистая ровная кожа является базой, чтобы сделать удачный макияж. Мусс или пудра – применение одного из этих средств позволит добиться […]...
- Некоторые секреты своеобразия античного искусства Для античной художественной культуры характерны свои особенности, отличающие ее от других культур древности. Во-первых, в центре древнегреческого и древнеримского искусства находится материальный мир, постигаемый в непосредственном чувственном восприятии: античные художники сосредоточены на воссоздании красоты человеческого тела, земных потребностей человека, форм и линий окружающих его предметов, внешней стороны событий. Отсюда – культ обнаженного тела, повышенный интерес […]...
- Краткое содержание: Медной горы Хозяйка (Бажов) Медной горы Хозяйка Однажды двое рабочих пошли на свои покосы траву смотреть. Был праздник, погода была хорошая, жаркая. Эти люди работали на заводе, добывали малахит и другие камни. Работа была тяжелая и вредная. Один парень был совсем молодой, неженатый. Но работа уже сказалась на его здоровье, “уж в глазах зеленью отливать стало”. Другой был старше. […]...
- Урок – сказка по русскому языку на тему: “Секреты родственных слов” Формальная часть урока Тема. Секреты родственных слов. Цель: Формирование понятий о признаках родственных слов. Задачи: 1) сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока; 2) воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи, любви к окружающей природе; 3) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку); 4) ознакомление с терминами “корень слова”, “однокоренные (родственные) слова”, формирование […]...
- Традиции народной сказки в “Малахитовой шкатулке” Сочинение по сказке Бажова “Малахитовая шкатулка”. Многообразны традиции народной сказки в “Малахитовой шкатулке”. Здесь и приемы перехода от реального к фантастическому, троекратные повторы эпизодов, контрастные образы различных общественных и нравственных сил. Резко контрастны, например, образы в “Хрупкой веточке” и “Таюткином зеркальце”. В своих сказах Бажов наделяет людей труда положительными, а представителей господствующих классов – только […]...
- Материалы к изучению творчества Михаила Зощенко ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте рассказ М. М. Зощенко “Обезьяний язык”. Подготовьте связный ответ “Роль “нового языка” в рассказе Зощенко”, опираясь на следующие вопросы и задания. – Какова стилистическая окраска слов кворум, вышедши, перманентно, завсегда, президиум? Как характеризует говорящих смешение в их речи лексики разных стилистических пластов? – Познакомьтесь с информацией о лексической сочетаемости слов: “Лексическая сочетаемость […]...
- Нравственный пафос творчества Чехова Кто знает, как бы развивался талант Чехова, если бы ему не предшествовали долгие годы развития русской классической литературы, если бы не было прозы Пушкина, Гоголя, романов Тургенева, Толстого, Гончарова, Достоевского. Наиболее плодотворное влияние на прозу Чехова оказал русский классический роман. Маленький рассказ Чехова умещался, бывало, на одном-двух столбцах газетного листа, его можно было прочитать за […]...
- Последние годы творчества Гумилева В мае 198 года Гумилев уже был в революционном Петрограде. В том же году состоялся его развод с А А. Ахматовой, а в следующем году он женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери профессора-ориенталиста, которую С. К. Маковский охарактеризовал, как “хорошенькую, но умственно незначительную девушку”. В 1920 году у Гумилевых, по словам А. А. Гумилевой, родилась […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого Впервые понятие “диалектика души” применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого принципа: “Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из […]...
- ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, […]...
- Анализ творчества Пушка периода южной ссылки Испуганное ростом освободительного движения, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, царское правительство весною 1820 г. сослало поэта на юг. Он отправился в Екатеринослав (ныне – Днепропетровск): там находилась канцелярия генерала Ин-зова, к которой Пушкин был прикомандирован. В Екатеринославе поэт познакомился с героем войны 1812 г. генералом Н. Н. Раевским и вместе с его семейством совершает поездку […]...
- Сочинение на тему: Отображение творчества Гоголя в искусстве Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова “Гоголь и музыка” и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой “Гоголь и музыка” (М., 1966) освещается работа Гоголя по собиранию украинских народных песен. Учителю следует подчеркнуть […]...
- Роман “Всадники” – это вершина творчества Ю. Яновского Герои восьми романтических новелл, которые составляют роман, – самоотверженные борцы за новую жизнь. Столкновение старого и нового, и вдобавок в одной семье, приводит к трагедии, которая ломает судьбу всей семьи. Автор называет новеллу, в которой рассказывается об этой трагедии, – “Двойной круг”. Начинается новелла так: “Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не […]...
- Казанский период творчества Толстого Как и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между собой молодая и сильная воля к жизни и ясное внутреннее сознание того, что есть подлинные и мнимые ценности. В нем борются между собой его внешнее, […]...
- Влияние творчества Пушкина на литературы братских народов В литературах многих братских народов (грузинского, армянского, татарского и многих-многих других) явственно ощущалось благотворное влияние пушкинского гения. Пребывание Пушкина на Украине (в 1820-1824 гг.) имело для него большое значение. Он много путешествовал, посещал Ека-теринослав, Каменку, Тульчин, Киев, Одессу, знал о крестьянских восстаниях, о военных поселениях, живо интересовался украинской культурой, народным творчеством. Именно на Украине Пушкин […]...
- Тема любви в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. Анненского) План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия Анненского близка нашему времени. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют […]...
- Реалистичные и романтичные тенденции творчества Кобылянской Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах “Банк рустикальный”, “На полях”, “У св. Ивана”, “Время”, “Некультурная”. Выдающимся достижением украинской литературы, весомым взносом писательницы в разработку темы земли в мировой литературе является повесть Кобылянской “Земля”. “Факты, которые побуждали меня написать “Землю”, правдивы. Лица почти все, также из жизни взятые. Я просто физически терпела […]...
- Что такое “урбанизм”? На примере творчества Маяковского Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям, жизни, идея угнетенного капитализмом человека, связь поэта с современностью и ее прогрессивными тенденциями, бурный протест против капиталистического города, трагедия лирического героя, несущего в себе боль […]...
- Сочинение на примере творчества Ф. А. Абрамова В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, совершаемые в масштабах всей страны – гигантские стройки, освоение […]...
- Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”. Трагическое и комическое […]...
- Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира) Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с […]...
- Философские и литературные истоки творчества Расина Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина Уже при жизни Корнеля современники утверждали, что творчество драматурга угасло, устарело. Однако и после смерти создателя трагедии “Сид” творчество Корнеля продолжается и откликается в определенной мере в драматургии Расина, но в иной форме, других художественных параметрах. Став преемником Корнеля, Расин отказывается […]...
- Важнейшие направления развития дореволюционного творчества Маяковского Важнейшие направления развития дореволюционного творчества В. Маяковского. В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие содержание и стилистические особенности его лирики и поэм. Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. “Пощечина общественному вкусу” – так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая расправа с […]...
- Особенность творчества Л. Н. Толстого Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества – нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является “диалектика души”, которая […]...
- Влияние творчества Гоголя на мировую литературу “Книги Гоголя были для меня хлебом и солью в то время, когда этих необходимых для моего существования благ у меня совершенно не было”,- вспоминал известный румынский писатель, Михаил Садовяну, В наше время с особой остротой воспринимаются “Тарас Бульба” и ” Ревизор ” в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые ведут борьбу за независимость, […]...
- Цель творчества – самоотдача. Б. Пастернак Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Вот таким […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- Тема творчества и судьбы поэта в лирике Цветаевой Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки […]...
- Любовная лирика раннего творчества Лермонтова Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь “лермонтовского человека” всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а […]...
- Представления о личности и творчестве (на примере творчества Пушкина) Поиски подходов к проникновению в тайну личности художника, в импульсы его поступков, творческих порывов и логику развития – задача неимоверно сложная. Ее, однако, не следует считать в принципе не решаемой. Позитивные перспективы открываются по мере совершенствования разных сфер гуманитарного знания, а также подкрепляются былыми опытами реконструкции облика поэта, в которых накоплено немало ценного и поучительного. […]...
- Власть слова над нами огромна (на примере творчества Гоголя) Слово литературное, написанное, типографски отпечатанное и упакованное в переплет,- текст и только лишь текст. Он ничей; он середина, не имеющая начала. А нам надо знать, в результате каких поворотов судьбы человеческой он возник, и увидеть того, кто создал его. Потребность соединения слова со зримым обликом чьим-то в нас просто неискоренима. И познание прошлого так же […]...
- “Фирменный знак” литературного творчества Набокова Характерно, что наиболее последовательно Набоков терзал тех писателей “первого ряда”, в ком видел опасных конкурентов (даже если их трудно было обвинить в социально – политической ангажированности или религиозно-философской тенденциозности). Хорошо известны те “лестные” эпитеты, которыми на протяжении многих лет Набоков награждал “Доктора Живаго” – роман, который вытеснил “Лолиту” с первого места в списках бестселлеров за […]...
- Периодизация творчества ЛИРИКА Периодизация творчества: 1. Ранний романтический период (40-е гг.). Произведения этого периода носят на себе печать ученичества. Первый сборник удостоился резкого критического отклика Белинского. Главная тема – тяжелая судьба “маленького человека” (влияние “натуральной школы”). К этому периоду относятся стихотворения: “Вчерашний день…” (1848), “В дороге” – социальная элегия, “Когда из мрака заблужденья…”, “Еду ли ночью по […]...