“Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат” (по лирике В. В. Маяковского)



Маяковский – один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа, отрицая и обличая все, что мешало успехам социализма, и тем самым расчищая путь для движения советского общества к коммунизму.
В творчестве Маяковского прослеживаются традиции русской классической сатиры Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В начале творческого пути Маяковского его сатира была направлена против старого мира. Затем она служила целям защиты рождающегося социалистического общества.

Наконец, она стала орудием

строительства нового общества и новых отношений.
К дореволюционному творчеству Маяковского относятся сатирические гимны. Уже сами названия гимнов дают представление об их направленности. Они обращены к явлениям идеологического порядка либо, напротив, к тому, что существует извечно.

Общим для всех гимнов является основной прием изображения сатирического персонажа. Главная черта, подлежащая осмеянию, гиперболизируется. Так возникает гротеск.

Этим приемом пользовались многие сатирики: Гоголь, Салтыков Щедрин, Некрасов. Уже в названиях гимнов звучит ирония. В “Гимне судье” гипербола воспринимается

как шутливый каламбур и вызывает смех, но “Гимн ученому” уже не является смешным.

Герой “Гимна критику” вызывает не смех, а чувство гнева. В “Гимне обеду” сатира достигает трагического гротеска. Этот образ уже не смешон, а страшен.

Ho какие бы явления капиталистического мира ни освещал Маяковский, он видит в них одну общую черту, характеризующую строй в целом, – его враждебность к человеку.
Маяковский чутко реагировал на события, происходящие в стране. Вo время революционных событий, когда кадеты пытались обмануть народные массы, поэт создал “Сказку о Красной шапочке”, в которой отозвался о кадетах так:
“Жил да был на свете кадет.
В Красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету, ни черта в нем красного не было и нету”.
Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором “целая лента типов тянется”: новый буржуй, вредитель, обыватель, ханжа, трус, взяточник.
Важнейшими темами произведений Маяковского 20-х годов являются темы мещанства, нового быта. Врагов революции Маяковский делит на два лагеря: враг внешний и враг внутренний. Самый страшный для него внутренний враг – бюрократизм и мещанство.

Против этих явлений общественной жизни направляет Маяковский острое перо сатирика. Мещане в разные времена по-разному меняют свой облик, но сущность их остается прежней. Единственный принцип мещанина – собственное благополучие.

Мещане опасны, так как мещанство разъедает душу и тем самым лишает революцию ее бойцов. Пo мнению Маяковского, мещанство и гражданственность несовместимы.
Образ советского мещанина дан в стихотворении “О дряни”:
“… стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники,
Живут и поныне
Тихие воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки”.
Политическая в своей основе сатира Маяковского проникает и в сферу быта, нравственности, эстетики. Прозаседавшиеся помпадуры, сплетники, трусы, обыватели, приспособленцы из категории “служителей муз” превращаются у Маяковского в людей, опасных для строительства новой жизни, утверждения новых духовных ценностей. Чтобы привлечь к ним внимание, сатирик пользуется различными способами укрупнения и заострения образа, создает особую, необычную ситуацию, близкую к фантастике.
В 1920-1921 годах поэт создает ряд произведений, которые в жанровом отношении ближе к стихотворному фельетону. Это бытовая сценка “Сухаревка” (1920), “Рассказ про то, как кума толковала о Врангеле без всякого ума” (1920), “Сказка о дезертире, устроившемся недурненько” (1920-1923).
Фельетоны и памфлеты, портреты и эпиграммы – еще не вся сатира Маяковского. Кроме легкой “кавалерии острот” Маяковский создал комедии “Клоп” и “Ваня”.
Высокая культура сатирического смеха, богатство ритмики, острое слово – все это отлило форму драматического жанра. Маяковский продолжал традиции русской классической сатиры, безжалостно разоблачал любое зло. Эту традицию он завещал искусству будущего, искусству нашего времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат” (по лирике В. В. Маяковского)