Счастливцев – характеристика персонажа
Произведение: Лес
Счастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Провинциальный актер, комик С.- “парный” персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса – к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его “земным” персонажем, контрастным по отношению к “возвышенному” Несчастливцеву. Прирожденный актер, С. уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа.
Мастер
Скитальческая жизнь социально униженного человека накопила в нем немало душевной горечи, а нелегкий актерский путь вниз – от “первого любовника” до “суфлера” – приучил его смотреть на вещи легко, не унывать при очередной перемене судьбы, не брезговать при случае “насчет чужого”. Как показывает монолог о житье “у родных”, в С. сохранился благородный остаток актерской “возвышенной души”. Бесшабашный гаер и “пеший путешественник”, он не приспособлен для прилично-однообразной жизни городского обывателя.
Актерская судьба – единственно возможная для него. Преданность бедной, но вольной театральной жизни роднит его с Несчастливцевым и объясняет финальную реплику трагика, обращенную к С.: “Руку, товарищ!” Робинзон в “Бесприданнице”, скатившийся до положения шута у богатых бар, и Шмата в пьесе “Без вины виноватые” – “комик в жизни и злодей на сцене”,- являются развитием комического типа С. Первый исполнитель роли С.- П. И. Зубров (1871). Среди других исполнителей – С. В. Шумский (1871), М. П. Садсвский (1878), В. Н. Андреев-Бурлак (1880), И. В. Ильинский (1924), В. О. Топорков (1948).
- Несчастливцев – характеристика персонажа Произведение: Лес Несчастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся “на медные деньги”, оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н. Превыше всего ценящий в артистах “страсть”, “чувство”, “огонь”, Н. и сам обладает “широкой душой”, которая, по словам его товарища по искусству […]...
- Система героев – характеристика персонажа Произведение: Маскарад Князь Звездич – отрицательный герой, ничтожество и глупец, герой сомнительных маскарадных приключений, веселящийся на балах и разбивающий женские сердца. Он быстро забывает хорошее. И даже в финале месть не покидает Звездича. Баронесса Штраль – отрицательный персонаж, умно и тонко оценивающая жизнь, но более всего озабоченная своей репутацией в свете. Подчиняясь нравам и обычаям […]...
- Характеристика образа Бригеллы в комедиях Карло Гоцци Бригелла – персонаж итальянской комедии дель арте, маска первого комического слуги (дзанни); одет в крестьянскую белую полотняную куртку и длинные белые панталоны, за пояс заткнут кинжал, на лице темная волосатая маска с торчащей в разные стороны бородой. Как правило, он выступает вместе со вторым слугой (у Гоцци это Труффальдино), составляя с ним контрастную пару. Выходец […]...
- Тот – характеристика персонажа Произведение: Тот, кто получает пощечины Тот – характеристика литературного героя (персонажа) Тот TOT – герой “представления в четырех действиях” Л. Н. Андреева “Тот, кто получает пощечины” (1916), клоун в цирке Брике. “Я буду у вас тем, кто получает пощечины. Это вполне соответствует свойствам моего таланта. Я буду называться Тот”,- восторженно заявляет странный господин с безобразным, […]...
- Грушницкий – характеристика персонажа Произведение: Герой нашего времени Персонаж из повести “Княжна Мери”. Г. – посредственность, но он чрезвычайно любит пафос. “… он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…”. Г. стремится […]...
- Актер – характеристика персонажа Произведение: На дне Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает А., рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. […]...
- Азазелло – характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита Персонаж обладает очень яркой внешностью. У него огненно-рыжие волосы. А. небольшого роста, коренастый. Изо рта у него торчит уродливый клык, а на глазу – бельмо. Этот герой в основном исполняет поручения, связанные с физической силой: спускает с лестницы Поплавского, избивает Варенуху. Этот же герой разговаривает с Маргаритой, приглашает ее в гости […]...
- Швабрин – характеристика персонажа Произведение: Капитанская дочка Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Ш. смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Ш. очень умен. Несомненно, он […]...
- Аркадина – характеристика персонажа Произведение: Чайка АРКАДИНА – героиня комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). “Обворожительная пошлячка”, “обаятельная каботинка”, “самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость” – такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. – “воля к самоутверждению и славе” (слова Н. Е. Эфроса о Л. Б. Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.). Сын А. Треплев с […]...
- Холстомер – характеристика персонажа Произведение: Холстомер ХОЛСТОМЕР – центральный персонаж повести Л. Н. Толстого “Холстомер” (1860). Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей […]...
- Флягин – характеристика персонажа Произведение: Очарованный странник Флягин Иван Северьяныч – главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он спасает от смерти […]...
- Нора – характеристика персонажа Произведение: Кукольный дом НОРА (норв. Nora) – героиня пьесы Х. Ибсена “Кукольный дом” (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). […]...
- Лука – характеристика персонажа Произведение: На дне Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том […]...
- Ляпкин-Тяпкин – характеристика персонажа Произведение: Ревизор Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три года. Обычно уездный суд состоял из судьи и двух заседателей, которые имели право заниматься решением сравнительно мелких уголовных и гражданских дел, но здесь была полная неразбериха в делах. Не случайно в пословицах и поговорках народ отразил это положение. […]...
- Подхалюзин – характеристика персонажа Произведение: Свои люди – сочтемся Приказчик Подхалюзин – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся”. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется перед хозяином. Его реплики в диалогах […]...
- Корделия – характеристика персонажа Произведение: Король Лир КОРДЕЛИЯ (англ. Cordelia) – героиня трагедии У. Шекспира “Король Лир” (1605-1606). Младшая и самая любимая дочь короля Лира. Лир, сообщая о своем решении отречься от престола и разделить свои владения между тремя дочерьми, предлагает им сказать, кто из них его “любит больше”, чтобы он смог “…щедрость проявить // В прямом согласьи с […]...
- Рахметов – характеристика персонажа Произведение: Что делать? Очень важный персонаж романа, ему посвящена глава “Особенный человек”. Сам он родом из знатной богатой семьи, но ведет аскетичный образ жизни. К моменту действия, обозначенного в романе, Р. 22 года. Студентом он стал в 16 лет, учился на естественном факультете, потом почти на 3 года покидал университет. В это время он скитался […]...
- Каштанка – характеристика персонажа Произведение: Каштанка Каштанка КАШТАНКА – центральный персонаж рассказа А. П. Чехова “Каштанка” (1887), “молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой”. Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К. жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь […]...
- Вальтер Фабер – характеристика персонажа Произведение: Homo Фабер ВАЛЬТЕР ФАБЕР (Walter Faber) – герой романа М. Фриша “Homo Фабер” (1957), швейцарец, пятидесятилетний инженер, руководитель строительно-монтажных работ в Латинской Америке. Герой Фриша – гражданин мира, космополит, живущий то в Париже, то в Нью-Йорке, то в Лиме. В. Ф. считает, что “эпоха романтики давно кончилась”, его идеал – “homo faber”, “человек производящий”. […]...
- Кручинина – характеристика персонажа Произведение: Без вины виноватые Кручинина – героиня комедии А. Н. Островского “Без вины виноватые” (1883). “Известная провинциальная актриса”, К. приезжает в город, с которым связаны ее самые горькие воспоминания. Семнадцать лет назад, будучи “молодой девицей благородного происхождения” Любовью Отрадиной, она пережила здесь крушение любви, смерть сына и сама чуть не умерла от болезни и тоски. […]...
- Яго – характеристика персонажа Произведение: Отелло ЯГО – центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604), поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у “мавра”, ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, […]...
- Вольпоне – характеристика персонажа Произведение: Вольпоне, или Хитрый лис ВОЛЬПОНЕ (англ. Volpone) – герой комедии Б. Джонсона “Вольпоне, или Хитрый лис” (1606). Наряду с Варравой К. Марло (“Мальтийский еврей”), Шейлоком У. Шекспира (“Венецианский купец”), Джайлзом Оверричем Ф. Мессинджера (“Новый способ платить старые долги”) В,- один из наиболее выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI – начала XVIIв. То […]...
- Отелло – характеристика персонажа Произведение: Отелло ОТЕЛЛО (англ. Othello) – герой трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи-ральди Чинтио “Венецианский Мавр” из его сборника “Сто рассказов” (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не […]...
- Гектор – характеристика персонажа Произведение: Илиада ГЕКТОР – центральный персонаж поэмы Гомера “Илиада” (между Х-VIII вв. до н. э.). Сын царя Трои Приама, отца пятидесяти сыновей и пятидесяти дочерей. Муж Андромахи, дочери Гетиона, царя Фив, убитого Ахиллесам. В “Илиаде” Г. сопутствуют эпитеты “великий”, “блистательный”, “броне-блещущий”, “шлемоблещущий”. Он – главный защитник Трои, осажденной ахейцами, руководимыми Менелаем и Агамемнонам. В книге […]...
- Швондер – характеристика персонажа Произведение: Собачье сердце Швондер – пролетарий, “выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома”. Автор представляет его как человека, “у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос”. Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он – “общественное лицо”, один […]...
- Вернер – характеристика персонажа Произведение: Герой нашего времени Вернер – персонаж повести “Княжна Мери”; доктор, приятель Печорина. В. – своеобразная разновидность “печоринского” типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. – скептик, эгоист и “поэт”, изучивший “все живые струны сердца человеческого”. Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он […]...
- Вершинин – характеристика персонажа Произведение: Три сестры ВЕРШИНИН – центральный персонаж драмы А. П. Чехова “Три сестры” (1900). Подполковник В., батарейный командир – тот самый русский человек, который, по его собственным словам, “с женой замучился… с домом замучился…”, “терпит и только жалуется”. Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве – душевной теплоты, культуры, […]...
- Верочка – характеристика персонажа Произведение: Месяц в деревне ВЕРОЧКА – центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”). В.- бедная семнадцатилетняя сирота, воспитанница в доме Натальи Петровны Ислаевой (Тургенев начинает тему бесприданницы, бедной невесты, важную в русской литературе). Судьба ее типична и драматична. Из рассказа В. мы узнаем, что она […]...
- Ганс Шнир – характеристика персонажа Произведение: Глазами клоуна ГАНС ШНИР (нем. Hans Schnier) – герой романа Г. Белля “Глазами клоуна” (1963). Роман Белля можно назвать исповедью. Повествование в нем ведется от первого лица, и все события показаны сквозь призму сознания героя, “глазами клоуна”. Сама его профессия экзотична и загадочна: никто не знает жизненной природы клоуна. Белль специально использует контраст между […]...
- ГОМУНКУЛУС – характеристика персонажа Произведение: Фауст ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) – центральный персонаж второй части трагедии И. В. Гете “Фауст” (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,- коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители “магического естествознания”, в их числе – Парацельс, […]...
- Елизавета – характеристика персонажа Произведение: Мария Стюарт ЕЛИЗАВЕТА (нем. Elizabeth) – центральный персонаж трагедии Фридриха Шиллера “Мария Стюарт” (1800). Исторический прототип – Елизавета I Тюдор (1533-1603), английская королева с 1558 г., дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Образ Е. наделен глубоким психологизмом и изощренностью, что отличает ее от других шиллеровских персонажей, особенно периода веймарского классицизма. Е. – властная, незаурядная […]...
- Княжна Мери – характеристика персонажа Произведение: Герой нашего времени Московская княжна. Приехала в Пятигорск с матерью, княгиней Лиговской. Мери очень молода и, в силу своего возраста, романтична. В начале повести она увлечена Грушницким, серьезно воспринимая его пафосные речи. На нее производит впечатление его солдатская шинель, перед ее глазами встает образ молодого военного, разжалованного в солдаты из-за какого-то отважного поступка. Печорин […]...
- Астров – характеристика персонажа Произведение: Дядя Ваня АСТРОВ – центральный персонаж “сцен из деревенской жизни” А. П. Чехова “Дядя Ваня” (1896). Образ А. отмечен в пьесе особым авторским отношением, связанным с профессией героя: врач в произведениях Чехова всегда выделен в особую “касту”, к которой принадлежал и сам Чехов. Уездный лекарь А. не понаслышке знает русскую провинцию. Он сталкивается с […]...
- Молчалин – характеристика персонажа Произведение: Горе от ума Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – “бессловесность”. Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем “века минувшего”, так […]...
- Тригорин – характеристика персонажа Произведение: Чайка Тригорин – центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Линия Т. в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не […]...
- Глумов – характеристика персонажа Произведение: На всякого мудреца довольно простоты ГЛУМОВ – герой комедии А. Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.- значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться – означает скоморошничать, издеваться, “глум творить”. “Маменька, я умен, зол и […]...
- Бим – характеристика персонажа Произведение: Белый Бим Черное Ухо БИМ-шотландский сеттер с трагической судьбой. О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев – хозяина собаки, литератора, записывающего иногда свои впечатления от жизни. Оба рассказчика вполне солидарны в своем трепетном отношении к живой природе, частью которой является Бим; оба, что называется, “русские интеллигенты” с присущей […]...
- Манилов – характеристика персонажа Произведение: Мертвые души Манилов – сентиментальный помещик, первый “продавец” мертвых душ. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована “Храмом уединенного размышления”. Кабинет М. покрыт “голубенькой краской вроде […]...
- Левша – характеристика персонажа Произведение: Левша Тульский мастер. Его внешняя характеристика довольно скудна: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны”. Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, […]...
- Мерчуткина – характеристика персонажа Произведение: Юбилей МЕРЧУТКИНА – центральный персонаж “шутки в одном действии” А. П. Чехова “Юбилей” (1891), написанной по мотивам рассказа “Беззащитное существо” (1887), где героиня появляется под фамилией Щукина в лице “просительницы в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука”. Среди литературных предшественниц М. гоголевская “дубинноголовая” Коробочка (обеих примечательно зовут одним именем – Настасья: […]...