Сценарий “ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ”

Открытое внеклассное мероприятие по химии

” ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ”

Задачи мероприятия: Закрепить полученные знания учащимися

На уроке химии по теме химические символы,

Ознакомиться с историей возникновения

Названий химических элементов, актуализировать

Знания учащихся о химических явлениях.

Оборудование: Карточки с древними символами химических элементов

Распечатанные головоломки, распечатанные загадки,

Лабораторная посуда для опытов, плакаты с первым, вторым

И третьим периодом периодической таблицы, периодическая

Таблица химических элементов.

Сценарий мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Дмитрий Иванович Менделеев. Я – великий русский ученый, энциклопедист, физик, химик, технолог, биолог и даже метеоролог.

Я создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл периодический закон и предложил периодическую систему химических элементов. Вот именно о химических элементах мы с вами сегодня и поговорим.

И так с чего же все началось?

Первый ученик : Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово “элемент”, и произошло это за пять веков до нашей эры. Правда, элементами у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь, а вовсе не железо, кислород, водород, азот и другие элементы сегодняшних химиков.

Второй ученик : В средние века ученые знали 10 химических элементов:

7 металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть) и

3 неметалла (сера, углерод, сурьма).

Первый ученик : Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами и присваивали им астрологические символы. Золото называлось Солнцем и обозначалось кругом с точкой посередине.( ученик показывает карточку с изображением)

Второй ученик: Медь называлась Венерой. Символом этого металла служило ” венерино зеркальце”. .( ученик показывает карточку с изображением).

Первый ученик: Железо называлось Марсом, и, как полагается богу войны, обозначение этого металла включало щит и копье. .( ученик показывает карточку с изображением)

Второй ученик : В 18 веке укоренилась система обозначения элементов в виде геометрических фигур – кругов, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических веществ придумал английский ученый физик и химик Джон Дальтон. Вот примеры дальтоновских символов элементов.( показывает нарисованные символы).

Д. И. Менделеев: Наконец, в 1814 году появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются по сей день. Шведский химик Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой ( или первой и одной из последующих букв) латинского названия элемента. Со многими элементами вы уже познакомились на уроках химии и сейчас мы проверим ваши знания.

Учитель проводит 1-ый конкурс “Головоломки”.

Ребята, давайте попробуем отгадать, какие химические элементы здесь спрятались? ( конкурс ” головоломка” в приложении.)

Первый ученик: А откуда же взялись названия химических элементов? Почему их так назвали?

Второй ученик : Многие названия отражают представления о функциях элементов в химических реакциях:

Водород – Н – ” рождает воду”;

Кислород – О – ” рождает кислоту”.

Первый ученик: Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:

Сера – S – от индийского “сира” – светло-желтый цвет;

Хлор – Cl – от греческого “хлорос” – зеленый;

Йод – I – от греческого ” иодес” – фиолетовый.

Второй ученик : Названия “бром” Br и “осмий” Os означают “зловоние”, “запах”.

Первый ученик : Очень многие элементы имеют названия, происходящие от содержащих их минералов: бор В от “буры”, кремний Si от “кремня”, бериллий Ве от минерала “берилла”, который более известен в виде изумруда или аквамарина, литий Li от “литос” – просто “камень”.

Второй ученик: Географическое происхождение у символов натрия Na ( от Натрум – имени соленого озера в Африке, где в древности добывали природную соду, карбонат натрия). Медь Cu ( латинское “купрум” – образовано от названия острова Кипр с его богатыми медными приисками).

Первый ученик : Элементы галлий Ga, германий Ge, скандий Sc, полоний Po, европий Eu, америций Am и многие другие названы в честь стран и частей света, где жили их первооткрыватели, городов и даже деревень, где они были найдены.

Второй ученик : Среди названий элементов можно найти имена богов и городов Древней Греции, которыми назвали элементы титан Ti, ниобий Nb, тантал Ta, прометий Pt, ванадий V в честь скандинавской богини весны Ванадис.

Первый ученик : Названия планет солнечной системы – элементы нептуний Np и плутоний Pu, уран U. Имя Солнца – гелий He от греческого ” Гелиос” – солнце.

Второй ученик : Название элемента мышьяка As – забавное. Русское слово мышьяк образовалось от слова мышь: из мышьяка издавна делали отраву, чтобы избавиться от мышей.

Первый ученик : А какое название элемента самое неудачное? Считается, что это азот N. По гречески “а-зоос” означает безжизненный. Но этот газ присутствующий в атмосфере, вовсе не ядовит, он просто не пригоден для дыхания.

Учитель проводит второй конкурс ” Загадки”

(в ответах должны быть только химические элементы)

1. Я не горюю, а горю

И воду я вам подарю.

Пусть будет дождь,

И снег, и град-

Я натопить природу рад.

( Водород )

( конкурс “загадки” в приложении)

Д. И. Менделеев : Сейчас существует огромное количество химических элементов. И каждый из них занимает свое определенное место в периодической системе элементов. Это наш химический алфавит.

И так, на сцене парад химических элементов!

Первый ученик : В первом периоде, в первом ряду

Два знаменосца гордо идут:

У водорода – один электрон,

И возглавляет шествие он.

Гелий богаче. К чему слова,

Ведь у него электронов – два.

(Выносится плакат с первым периодом)

Второй ученик : Второй период – восемь персон,

Командует литий, последний неон.

За командиром бериллий и бор,

Углерод, азот, кислород и фтор.

Парад идет по своим законам:

Растет в ряду число электронов.

( Выносится плакат со вторым периодом)

Первый ученик: Стройной колонною на парад

Идут элементы за рядом ряд.

Третий период – почти как второй,

Любой из восьми элементов герой.

За натрием – магний и алюминий,

Кремний, фосфор, сера и хлор, аргон.

А чьи электроны активней? Ясно и так.

О чем разговор.

( выносится плакат с третьим периодом)

Второй ученик : В четвертом периоде – рады стараться!

Кавалеристы. Их восемнадцать.

Рыцари славы, металлы удачи,

Сверкая доспехами, смело скачут.

Калий, кальций, скандий, титан,

Ванадий, хром, марганец…

Кто атаман?

Триада железа, медь и другие,

И неметаллы – друзья боевые:

Мышьяк, селен и бром. А криптон –

На правом фланге последний он.

( выносится вся таблица Д. И. Менделеева)

Первый ученик : Пятый период похож на четвертый,

Идут элементы славной когортой.

Но вот за конными и пехотой

Тяжелых войск подступают роты.

Второй ученик: Период шестой, период седьмой –

По тридцать два танка на мостовой…

Д. И. Менделеев : В мире веществ хаоса нет.

Наука химия все одолеет!

” В каждой клеточке – элемент.

И это закон! – сказал Менделеев.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что изучает наука химия? (вещества, их свойства, их превращения) Назовите мне все признаки химической реакции

( осадок, газ, тепло, цвет, вкус, запах, свет).

И так, вашему вниманию представляются ” волшебные реакции”

( Учитель показывает различные опыты ( в приложении))

Учитель: Ребята, наше представление подходит к концу. Мы видим, что вы знаете, любите химию и хорошо справились с конкурсами. И мы хотели бы принять всех участников нашей встречи в ряды юных химиков.

Я прошу вас всех встать и принять клятву.

Д. И. Менделеев читает клятву:

Клянемся два раза в неделю приходить в химическое царство, находящееся в кабинете № 212. – Клянемся!

Клянемся соблюдать правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ. – Клянемся!

Клянемся получать по предмету химия оценки отлично

И хорошо. – Клянемся!

Клянемся внимательно слушать учителя химии и выполнять все его указания. – Клянемся!

Клянемся быть дружными и трудолюбивыми – Клянемся!

Приложение.

Конкурс ” Головоломки”

Р

О

Д

Н

И

Й

О

Р

О

М

О

Конкурс ” Загадки”:

Я не горюю, а горю

И воду я вам подарю.

Пусть будет дождь, и снег, и град –

Я натопить природу рад. ( Водород)

Я коварный поджигатель

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

Если только дров дадите. ( Кислород )

Вы со мной уже встречались –

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода

Вместе с ним даю я воду. ( Водород )

Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент,

Сожгут меня и под водой
Оксид мой станет кислотой. ( Фосфор )

Предупреждаю вас заранее:

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. ( Азот)

У меня дурная слава

Я известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. ( Мышьяк)

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне, ставят памятник за это

И знают имя мое – … ( Медь )

Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руку, дождь, тельца, руно,

Сечение и линий середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь! ( Золото)

Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Сижу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я…. ( алюминием)

Людям я совсем как брат.

Много тысяч лет назад

Я уже пылал в костре,

Освещая интерьер

Первобытных их пещер.

И украсить был я рад

Дам и рыцарей наряд,

Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу, –

То в тетради я пишу.

Такова друзья природа элемента…( Углерода)

Химические опыты.

1 опыт. Темно-серая “змея”.

В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубления и помещают туда смесь из 2г. питьевой соды и 13г. сахарной пудры. Поджигают спирт.

Сахар превращается в карамель, сода разлагается с выделением углекислого газа. Из массы выползает толстая темно-серая “змея”.

2опыт. “Несгораемый платок”.

Носовой платок (х/б) надо намочить в воде, слегка отжать, пропитать этиловым спиртом. Взять платок щипцами и поднести к длинной лучине с огнем. Спирт вспыхивает и создается впечатление, что платок горит.

Горение скоро прекратится, а платок останется невредим.

3 опыт. Исцеление “раны”.

Ученику протирают руку ваткой смоченной в растворе хлорида железа трехвалентного, затем берут тупой нож, опускают в раствор роданистого калия и проводят по руке, обработанной хлорным железом. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появится красная полоса, похожая на кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе фтористого натрия, проводят по “порезу”. “Ранка” исчезает.

4 опыт. Извержение “вулкана”.

На асбестовую пластинку горкой насыпают две чайные ложки бихромата аммония. Горку поджигают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.

5 опыт. Облако из колбы.

В большую колбу насыпают кристаллический карбонат натрия слоем 1-2 см. и осторожно наливают водный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой перекрыл кристаллы на 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливают немного концентрированной соляной кислоты. Из колбы валит густой белый дым и медленно сползает на пол.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сценарий “ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ”