Сценарий “Особые свойства серной кислоты” 9 Класс
Андреева Любовь Сергеевна, учитель химии
Урок “Особые свойства серной кислоты”
Форма урока : Ролевая игра. Независимое расследование.
Тип урока : Изучение нового материала.
Цели урока:
Конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.
Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты
Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.
Показать хозяйственное значение серной кислоты.
Развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Слайд №1
Учитель: Тема урока “Особые свойства серной кислоты”. Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)
Девиз урока : “О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит”
(Д. И. Менделеев)
Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром ее называют хлебом химической промышленности.
Видеофрагмент (20 сек)
II. Поисково-исследовательский этап.
Учитель:
Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала.
Инструкция составления
Исторической справки.
Цель: Подготовить справку о строении молекулы H 2 SO 4 , ее физических свойствах, историческом названии кислоты.
Прочитайте текст (информацию к размышлению).
Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.
Какое правило нужно соблюдать при разбавлении серной кислоты (конц.) водой?
В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.
Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
“следственного эксперимента”
Цель: Выяснить отношение концентрированной H 2 SO 4 к органическим веществам.
Прочитайте текст (информацию к размышлению).
На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа ее над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.
В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь. Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
“Химического анализа”.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии конц. серной кислоты с металлами различной активности.
Порядок действий:
1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).
2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.
3. Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
“Дактилоскопического исследования”.
Цель: Обнаружить серную кислоту.
Порядок действий:
1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путем определите, в какой пробирке находится серная кислота.
2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.
Информация к размышлению…
Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.
Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.
Безводная серная кислота – сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь – металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как Алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют (“пассивирование” металла).
Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.
Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.
На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о ее важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.
В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на Экране компьютера.
В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.
Демонстрация опыта : “Обугливание сахара концентрированной серной кислотой”, “обугливание лучинки”.
Карта независимого расследования.
Результаты исследования | Уравнения реакций |
“Историческая справка” |
“Следственный эксперимент” |
“Дактилоскопическое исследование” |
“Химический анализ” |
Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.
Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.
III. Рефлексия.
Учитель: О каких свойствах серной кислоты пойдет речь в сказке?
Сказка “Приключения серной кислоты”.
Обсуждение. Слайд “Применение серной кислоты”.
Учитель: что нового вы узнали сегодня? (слайд “Итоги урока”).
Слова Менделеева!
Домашнее задание: Параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.
Учитель: Наше независимое расследование по теме “Особые свойства серной кислоты” закончено.
Спасибо за работу!