Сценарий классного часа для 2 класса “Сороки. День встречи птиц”



Хлопянова Татьяна Витальевна

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ “СОШ№14”

Г. Новомосковска Тульской области

Сценарий классного часа для 2 класса “Сороки. День встречи птиц”

Цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания.

Задачи: 1.Познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника “Сороки”.
2.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам.
3.В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость.
Ход праздника.

Ведущая (учитель):
Доброго здоровья, честной народ!

Дети: (здороваются)

Ведущая:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. Вот сейчас мы вам и поведаем, как в далекую старину встречали

люди весну – красну. Только сначала загадку отгадайте:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна красна!

Ведущая: И праздник-то у нас какой весенний – Сороки (слайд 1) . День с ночью равняются, сорок птах небесных издали возвращаются. Все закликают Весну – красну. Вот и мы с вами сегодня позовем весну.

Давайте будем весну закликать.

Дети читают закличку (слайд 2):
Ау, ау, аукаем – весну приаукаем!
Март, март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – открой дверь!
Май, май – сколько хочешь гуляй!

Забегает (девочка) сорока :
-Я быстрая птица, прилетела к вам
Сквозь чащи лесные назло ветрам.
Хорошую весть я вам принесла:
Зимы уже нет! Пришла весна!
Я, Сорока – белобока о весне стрекотала,
Ох, устала…. Ох, устала….
Ведущая: Оставайся, сорока у нас на празднике.

Сорока: Спасибо, с удовольствием. А поиграть со мной хотите?

Игра “Птицы в гнездышках”
Дети разбиваются по три человека: двое берутся за руки – они гнездо, а третий птица. В игре участвует одна лишняя птица. В начале игры все птицы вылетают из гнезд, а по сигналу надо занять любое пустое гнездо.

Какая птица не успела занять гнездо – становится водящим.

Сорока : Я всю зиму была с вами, а со мной жили и мои друзья. Они переносили и холод, и вьюги, и метели. Спасибо вам, ребята, что помогали нам в этом. Хорошие кормушки вы построили.

Они никогда не пустовали. А теперь отгадайте, какие друзья вместе со мной зимовали (по мере отгадывания открываются слайды 3-9) .

Сероспинный, красногрудый

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

Чик-чирик

К зернышку – прыг,

Клюй, не робей

Кто это? (Воробей)

Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я враг,

А деревьям – друг. (Дятел)

Верещунья, белобока,

А зовут ее….. (Сорока)

На окне дремала птица:

“Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно:

“Я не галка, я…. (Ворона)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым –
Лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

Ведущая: И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие (слайды 10-13):

Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
(Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

А птиц вы хорошо знаете? Сейчас я это проверю.

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Дети топают.
Ведущая: Что неправильно?
Дети. Мухи!
Ведущая: А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Ведущая: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Ведущая: Начинаем снова:
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Дети топают.
Ведущая: Начинаем снова:
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Дети топают.
Ведущая: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!
С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни
Приглашаю вас, друзья!
У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют (дети отвечают хором) :
Утки – кря, кря, кря
Вороны – кар, кар, кар
Совы – ух, ух, ух
Воробьи – чик – чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица – тинь, тинь.
И сейчас каждой группе нужно спеть песню ” В траве сидел кузнечик”. Одна половина зала поет как ворона, а вторая половина – как синичка. Молодцы, а сейчас поют обе команды вместе!
Ведущая: Славный у нас получился концерт! Думаю, после такого концерта весна непременно придет. В старину на “Сороки” было принято печь из теста жаворонков, а так же выпускать на волю живых птиц. Дети бежали на улицу и приговаривали:

Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная наскучила,
Руки, ноги отморозила.

А я предлагаю вам вместе с ребятами с рисунка позвать еще раз весну и выпустить птичек, которых мы изготовили на уроке технологии (слайд 14).

Используемые источники

Арсенина Е. Н., Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 185 с.

Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – М.: Аквариум, 2000. – 240с.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сценарий классного часа для 2 класса “Сороки. День встречи птиц”