Сценарий к уроку музыки в 5 классе “Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества”
Водопьянова Т. М.
Сценарий к уроку музыки в 5 классе
“Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества”
Портрет С. В. Рахманинова | |
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, Былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни | Фольклорная сцена |
Фольклор принято делить на два вида. 1.Обрядовый фольклор: Календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), Семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей – рождение ребенка, вступление 2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные – лирические, плясовые, частушки. | |
Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные Песни и наигрыши? | |
Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. | Солдаты 18- 19, века, поющие в строю |
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались “собиранием” народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из нее составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. | Обложки сборников народных песен |
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н. А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и многие другие. | Картина И. Репина “Русские композиторы” |
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют “отцом русской музыки”. Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. | Портрет М. И. Глинки |
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия “Камаринская”, в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, “подобно тому, как весь дуб в желуде” заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что “народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем”. Композитор слушал песни в исполнении крестьян, “проникался их неповторимым строем”. | Ноты “Камаринской” Глинки |
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы “Иван Сусанин” (песня Вани из III действия “Как мать убили у малого птенца…”; ария Сусанина из III действия “Ты взойдешь, моя заря”). | Иллюстрация или фото “Ария Ивана Сусанина” |
Михаил Иванович Глинка вспоминал: “Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку”. Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. | Портрет А. С. Пушкина |
Интонации русских былинных напевов звучат в “Песне темного леса” А. П. Бородина, темах “Богатырской симфонии” | Портрет А. П. Бородина |
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский – Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Б елочка, в опере “Сказка о царе Салтане” , используется мелодия русской народной мелодии “Во саду ли, в огороде” . | “Во саду ли в огороде” из оперы – mp3 |
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: “Мой род – это сказка, былина… и непременно русские”. Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков – композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. | Портрет Н. А. Римского-Корсакова |
В опере ” Снегурочка” в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни “А мы Масленицу дожидаем…”; “Коледа – маледа”; “Ой, честная масленица”. | Иллюстрация сцены Проводы Масленицы “А мы просо сеяли”-mp3 |
Вопрос: В какое время года проходила масленица? | |
Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней | |
Вопрос: Какие символы у этого праздника? | |
Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. | Чучело, блины |
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере “Снегурочка” широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле – Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен ее необычайной красотой | Сцена из мультфильма ” Снегурочка” |
Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник? | |
Ответ: Выходили за околицу; Разводили костры; Прыгали через костер; Делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы – Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня “А мы просо сеяли…”. | |
Вопрос: Что обозначают слова припева ” Ой, Ладо, Ладо, Лель” ? | |
Ответ: Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… | |
Тему песни “Во поле береза стояла” в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни “Во поле береза стояла” в финале своей IV симфонии. В “Детском альбоме” среди других пьес есть “Мужик на гармонике играет”, “Камаринская”, “Русская песня”. | Портрет П. И. Чайковского Звучит ” Симфония № 4″ IV часть(“Во поле береза стояла”) – mp3 |
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: “Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив”. | Портрет А. К. Лядова |
Лядов является автором симфонического программного произведения “Кикимора”. Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. | Иллюстрация к “Кикиморе” |
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. | |
Вопрос: Какие виды народных песен ты знаешь? | |
Ответ: Былины, исторические, протяжные – лирические, плясовые, колыбельные, свадебные песни, причитания | Поющие крестьяне |
Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? | |
Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала | Иллюстрация – на Ивана Купала |
Вопрос: Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми? | |
Ответ: Колядки, Авсеньки | Иллюстрация – Колядки |
Вопрос: Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве? | |
Ответ: М. И. Глинка, Н. А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и другие. | |
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д. Б. Кабалевского, который сказал, что “Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека”. | Портрет Д. Б. Кабалевского, |