Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Анализ эпизода из главы “Фаталист”)
Когда-то Набоков (который, думается, во многом продолжил и углубил Лермонтова) говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безнадежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в “Герое нашего времени” игра судьбы с человеком.
В главе “Фаталист” есть такой эпизод. Печорин в темноте наталкивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья, разрубленная шашкой пьяным казаком, которого преследовали
Среди ночи к Печорину прибегают с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом заперся в пустой хате и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находится и мать убийцы.
Печорин готов испытать судьбу. Есаул отвлекает казака, и Печорин прыгает в окно дома. Раздается выстрел, промах, казак схвачен. “Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!”
В этой сцене
Странный замкнутый круг, фатальность событий и поступков. Тем не менее такая логика подтвердится сценой встречи Печорина с Верой в гроте: “Зачем она здесь? И она ли?
И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?” Здесь и сомнения, и странная уверенность.
И когда встреча состоится, не последует удивления ни с одной стороны, а Вера даже скажет, “что была уверена, что встретит его здесь”.
Это не аргумент в пользу фатализма Печорина, а просто часть его жизненной философии, где органично сливаются две противоречащие друг другу установки. Первая из них – “человек предполагает, а Бог располагает”, вторая – “под лежащий камень вода не течет”. Идет борьба с предопределением с помощью него самого.
Это равновесие, впрочем, очень шатко, и роман заканчивается не мимолетным, а все нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, в этой жизни, вряд ли найдется.
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
- Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.) Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность способствует появлению ощущения, что это происшествие не конец, а […]...
- Роль главы “Фаталист” в раскрытии образа Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет “героя времени”, “составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву. Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа – проблему человека и эпохи. Характер Печорина стал отражением […]...
- Пари Печорина с Вуличем (Диализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (на примере повести “Фаталист”) Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести “Героя нашего времени”?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо […]...
- Анализ эпизода “Бал в ресторации” из главы “Княжна Мэри” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Повесть “Княжна Мэри” можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Именно здесь в наибольшей степени, на мой взгляд, раскрывается внутренний мир основного героя романа – молодого дворянина Печорина. Повествование в этой повести ведется от первого лица, оно построено в виде дневниковых записей – наблюдений и исповеди Григория Александровича. Дневниковая запись Печорина […]...
- Дуэль Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В центре романа Лермонтова “Герой нашего времени” стоит проблема личности, “героя времени”, который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя – Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, […]...
- Фаталист ли Печорин? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Герой нашего времени” – роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из “пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Следует обратить внимание на композицию романа. Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, которые автор предлагает нам изучить не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает […]...
- Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”) и […]...
- Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством. Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал […]...
- Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова? Роман “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер. О Печорине читатели получают […]...
- Анализ повести “Фаталист” с точки зрения “существует ли фатум?” (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В первых четырех повестях романа показана обусловленность характера главного героя социальной средой. Нравственный облик Печорина сложился под влиянием жизненных обстоятельств. В повести “Фаталист”, идейно замыкающей Роман, поставлен и решен художественными средствами вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения […]...
- Верил ли Печорин в предопределение? (по главе “Фаталист” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о “случае”, “судьбе”, “предопределении”, входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы “Фаталист”. Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение? […]...
- Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? (ЕГЭ по русскому) “Герой нашего времени” – это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально – психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, […]...
- Анализ главы Тамань (по роману М – Ю – Лермонтова Герой нашего времени) Герой нашего времени Лермонтов М – Ю – Тамань Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Герой нашего времени Лермонтов М. Ю. Тамань Какое-то странное чувство вызывает глава “Тамань” из повести “Герой нашего времени”. Странные персонажи, странные события. Вроде бы, рассказ составлен по всем правилам – завязка, развитие сюжета, кульминация… Однако, не покидает ощущение какой-то неправильности. […]...
- Почему глава “Фаталист” завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова “Герой нашего времени”) Основная проблема романа Лермонтова “Герой нашего времени” четко определена автором в предисловии: он рисует “современного человека, каким он его понимает”. Его герой – “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. “История души человеческой…” – способ раскрытия внутреннего мира героя. […]...
- Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является ярким примером психологического романа. Он состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных главным действующим лицом – Григорием Александровичем Печориным. Содержание романа позволяет восстановить историю жизни главного героя. Если следовать хронологии событий, то получается примерно такая картина: Печорин выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его службы […]...
- Пари Печорина с Вуличем в главе “Фаталист” романа Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних людей”. Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839-1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. “Фаталист” – это одна из самых сюжетно напряженных […]...
- Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”) и […]...
- Краткое изложение второй части “Герой Нашего Времени”. Фаталист Однажды Печорин жил несколько недель в казачьей станице, где за столом зашел странный разговор об одном из мусульманских поверий, будто бы судьба человека предопределена небесами. Офицеры, каждый по своему, высказывались за и против, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался “испробовать на себе, может ли человек…располагать своей жизнью или каждому… назначена роковая минута”. […]...
- Фаталист. Анализ повести из романа “Герой нашего времени” Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П. А. Висковатова (1842-1905), “Фаталист”, списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. В. Х. Хохряков указывая на друга Лермонтова С. А. […]...
- Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют “героя своего времени” – Печорина. В стихах этих – весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков […]...
- Последнее объяснение Печорина и Мери (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг […]...
- Письмо Веры Печорину (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В центре романа Лермонтова “Герой нашего времени” стоит проблема личности, “героя времени”, который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя – Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, […]...
- Анализ эпизода “В погоне за Верой” в романе “Герой нашего времени” Сочинение анализ отрывка “В погоне за Верой” (со слов “Солнце уже спряталось в черной туче.. .” до слов “. . .нам только труднее будет расставаться”). Здесь, помимо выяснения чувства, испытываемого героем, и причин его искреннего горя, возможно раскрыть, как характер мыслей и настроений, передаваемых автором, определяет особенности языка повествования. Любовь Печорина к Вере – большое […]...
- Печорин и контрабандисты. Анализ главы “Тамань” (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению […]...
- Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий – трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями. Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич Даже последняя гибельная дуэль Лермонтова кажется случайностью и ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой любим трудного гениального ребенка российской словесности, с детских лет приросли к нему болеющей, неравнодушной душой. Ибо видим, как юный поэт одинок, несчастлив и беззащитен, что он […]...
- Краткое содержание Фаталист Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) На квартире у начальника прифронтового гарнизона собралась картежная офицерская компания. Среди собравшихся офицеров завязался философский спор. Одни считали мусульманское поверье о том, что судьба каждого человека написана на небесах, сущим вздором. Другие соглашались с тем, что это действительно так. Поручик Вулич, фаталист по натуре, предложил спор о том, что если ему не суждено умереть сегодня, […]...
- Особенности трактовки образа “героя времени” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Проблема личности – центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, “героя времени”. Но насколько Григорий Александрович Печорин – центральный образ романа, многозначительно названного “Герой нашего времени”, – соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к […]...
- Неотвратимость судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1. Судьба человека написана на небесах. 2. Противоречивые предположения о событиях. 3. Вера в изменение жизненных обстоятельств. Повороты судьбы невозможно предугадать. Они делают нашу жизнь совершенно другой. Кому-то предоставляется шанс по-новому взглянуть на прожитые годы, а кому-то они дают возможность начать жизнь с нового листа. Однако есть такие люди, как гадалки, которые могут предсказать будущее. […]...
- Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Система образов романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тема судьбы, предопределения и свободы воли выступает главной в лермонтовском произведении и отражает одну из граней авторского замысла. […]...
- Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Григорий Печорин – молодой человек, принадлежащий к поколению 1830-х годов, представитель светского общества. Его “лучшие” годы прошли, по его собственным словам, “в борьбе с собой и светом”. Печорин – представитель мыслящей молодежи своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится. к себе и свету. В отношениях с людьми он холоден, высокомерен, но его нельзя […]...
- Проблема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман Лермонтова “герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Проблема действия как в социальном, так и философском плане была одной из важнейших […]...
- Герой и пародия. Печорин и Грушницкий в романе “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя. Так, доктор Вернер, […]...
- Героини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче – на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою […]...
- Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лермонтова – роман “Герой нашего времени”. Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время – это эпоха 30-х годов XIX столетия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, наполненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей сталкивались с невозможностью […]...
- ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета С. П. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала […]...
- Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина […]...
- Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Пятигорск, Елисаветинский источник, где собирается “водяное общество”. Идя бульваром, Печорин встречает “большею частию семейства степных помещиков”, которые провожали его взглядами “с нежным любопытством”, но, “узнав армейские эполеты… с негодованием отвернулись”. Местные дамы благосклонней, они “привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго […]...
- Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов создал образ своего современника, “портрет, составленный из пороков всего… поколения”. Главный герой романа – дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, далее парадоксальный. Противоречивость, “странность” Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете героя. “С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более […]...