Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: “Месяц назад вы “Дон-Кихота” перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше “рыцаря бедного”.

Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо”.
Присутствующие

разговаривают о “рыцаре бедном”, подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: “Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги”. Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о “рыцаре бедном”, о котором якобы идет речь.
Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви.

То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи.

Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:
А. М. Д. своею кровью
Начертал он на щите.
Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама.

Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее “чистой красоте”, а затем уже преклонился пред нею навеки…” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать.
В “рыцаре же бедном”, по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.
В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: “…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь”.
Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”. По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.
Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. “Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот”,- пишет Ф. М. Достоевский
Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.
Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”, конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается.

Дон-Кихот служит одним из образцов для написания “истинно прекрасного человека” князя Мышкина в “Идиоте”. Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.
Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет “голубиное сердце” Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем.

Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.
Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц.

Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя “комментария” и заставляет стать одним из участников диалога.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)