Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)
Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: “Месяц назад вы “Дон-Кихота” перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше “рыцаря бедного”.
Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо”.
Присутствующие
Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви.
То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи.
А. М. Д. своею кровью
Начертал он на щите.
Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама.
Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее “чистой красоте”, а затем уже преклонился пред нею навеки…” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать.
В “рыцаре же бедном”, по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.
В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: “…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь”.
Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”. По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.
Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. “Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот”,- пишет Ф. М. Достоевский
Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.
Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”, конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается.
Дон-Кихот служит одним из образцов для написания “истинно прекрасного человека” князя Мышкина в “Идиоте”. Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.
Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет “голубиное сердце” Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем.
Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.
Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц.
Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя “комментария” и заставляет стать одним из участников диалога.