Сатирическое изображение “нового человека”
Эпиграфом к повести “Собачье сердце” Булгаков мог бы поставить слова Горького из “Несвоевременных мыслей” о том, что революционный эксперимент, который проделывают с русским народом, этот жестокий опыт заранее обречен на неудачу. Обречен на неудачу и эксперимент профессора Преображенского по выведению нового человека из бездомной дворняги.
В повести фантастический посыл дает реальный разворот событий и возможность сатирически изобразить Москву времен нэпа и некоторые идеи того времени.
Москва видится через восприятие
Изменившийся после революции облик Москвы, ее искаженная атмосфера ярко предстают в замечаниях профессора Преображенского, касающихся быта дома, в котором он живет с 1903 г.: “…До марта 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю красным карандашом
На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое. .. тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?”
Доктор Преображенский считает, что все это происходит из-за “разрухи” в головах, из-за того, что все занимаются не своим делом. Самое большое “не свое дело” – это попытка “кухарок” управлять государством. У швондеров и шариковых живет только одна идея -“экспроприировать экспроприаторов”. Отбирать чужое, заработанное интеллектуальным трудом, они считают справедливым делом.
Понятие труда у швондеров – шариковых чисто “кухаркино”: если это не физическая работа, то это не работа вообще. Поэтому Шариков, который ничего не делает и кормится за счет профессора, для Швондера и ему подобных труженик уже по одному своему “пролетарскому”, т. е. без собственности, происхождению, а профессор Преображенский, принимающий ежедневно десятки больных, – нэпман. Он-де “один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар…”.
Булгаков показывает, как торжествует дикое, первобытное сознание, в котором распределение всем поровну – главная идея, а отсутствие собственности, нищета возводятся в ранг достоинства.
Попытка профессора Преображенского превратить животное в сознательного человека неизбежно должна была окончиться крахом. Революционный способ не может изменить сознание. Чтобы хама сделать достойным человеком, нужны многие годы эволюционного развития.
Хам проще и легче воспринимает все низовое, неразвитое – мораль, привычки, идеи.
Превратить собаку в человека физически проще, чем научить ее уважать личность, привить чувство собственного достоинства.
Сатира повести “Собачье сердце” направлена не против конкретных научных экспериментов, как иногда трактовали повесть, а против громадного исторического эксперимента, который проводился в России.
Related posts:
- Сочинение на тему: Сатирическое изображение “нового человека” в повести “Собачье сердце” Эпиграфом к повести “Собачье сердце” Булгаков мог бы поставить слова Горького из “Несвоевременных мыслей” о том, что революционный эксперимент, который проделывают с русским народом, этот жестокий опыт заранее обречен на неудачу. Обречен на неудачу и эксперимент профессора Преображенского (преображающего мир) по выведению нового человека из бездомной дворняги. В повести фантастический посыл (преобразование животного в современного […]...
- Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, – капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова? Щедрина Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова? Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются “Бедный волк”, “Сказка о щуке зубастой” и др. В них присутствуют две стороны […]...
- Сатирическое изображение градоначальников города Глупова На языке -“государство”, а в мыслях – “пирог с казенной начинкой”. М. Е. Салтыков-Щедрин В своем сатирическом произведении Салтыков-Щедрин обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный государственный строй. По давно сложившейся традиции, периоды жизни Российского государства связывались с правлением того или иного государя. В своем произведении писатель разбил историю […]...
- “Сатирическое изображение тоталитарной системы в рассказах Зощенко” “…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь… Ему не собрать народных рукоплесканий…” Гоголь. О жизни Михаила Михайловича Зощенко (1895- 1958 гг.) моим сверстникам известно, пожалуй, не так уж и много. Долгие годы творчество этого замечательного писателя находилось под негласным запретом. Недавно мне в руки попался сборник сатирических произведений […]...
- Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя “Ревизор” В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии – комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов – анекдотом […]...
- Сатирическое изображение действительности в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина – это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм. Племя головотяпов изображается […]...
- Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Действие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” происходит в Москве. Верней, половина действия, ведь вторая линия – роман Мастера – вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства. Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва тридцатых годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, […]...
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вершиной творчества Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, […]...
- Сатирическое изображение действительности Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали. Эпиграмма. Есть писатели, которые остаются только в своем времени. Они были нужны современникам, но потомки их мало читают. С произведениями же Зощенко, Платонова, Булгакова произошло совсем иное. Как ни замалчивали их, как ни травили писателей при жизни, их книги прорвали “громаду лет” и стали […]...
- Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1) “МАСТЕР И МАРГАРИТА” (1) Сатира занимает в творчестве М. Булгакова значительное место. Блестящие фельетоны, повести, пьесы продолжают гоголевскую традицию в русской литературе, развивают ее на новом материале. Сатирическое изображение современной писателю Москвы составляет важную часть романа “Мастер и Маргарита”. Москва показана Булгаковым с любовью, но и с болью. Это прекрасный город, немного суетливый, суматошный, полный […]...
- Сатирическое изображение чиновничества в произведениях Гоголя В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обра-тился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует “Ревизор” (“отсюда хоть три года скачи, ни […]...
- Сатирическое изображение жизни (“Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”) Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер” дал возможность Гофману занять место выдающегося и непревзойденного сатирика в немецкой литературе. Своеобразная сказка-новелла увидела мир в 1819 году, незадолго до смерти писателя. Сложным был путь произведения к читателям […]...
- Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”. Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное […]...
- Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко “Сон” и “Кавказ” Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы “Сон” и […]...
- Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Комедия “Недоросль” – главный труд жизни Дениса Ивановича Фонвизина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциальную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дворянами. Глава семьи – госпожа […]...
- Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Кто не сделался прежде всего Человеком, тот плохой гражданин. В. Г. Белинский В своей поэме Гоголь светом сатиры беспощадно бичует чиновников. Они как коллекция странных и неприятных насекомых, собранная автором. He очень привлекательный образ, но разве приятны сами чиновники? Если вспомнить, что все эти “государственные мужи” состоят на службе; если вспомнить, что Гоголь описал провинцию […]...
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гоголя. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, […]...
- Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 1. Смысл произведения. 2. Сатирическое изображение города. 3. Глуповцы и их градоначальники. 4. “История глуповского либерализма”. 5. Смысл финальной сцены. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” является оригинальным сочетанием реалистичного и фантастического, гротескного. Произведение освещает историю вымышленного города Глупова, однако указаны точные даты записей – с 1731 по 1826 год. Читатель, хорошо разбирающийся в […]...
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя “Ревизор Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: “Я помешался на комедии”. В […]...
- Сатирическое изображение градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова – Щедрина “История одного города” – образец политической сатиры. В этом произведении автор подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости. Нетрудно заметить, что градоначальники, изображенные Салтыковым-Щедриным, несут в своих образах намек на тех или иных царей или министров. Однако они не являются лишь олицетворением русской правящей […]...
- САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЛАСТИ И НАРОДА В ПОВЕСТИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА” Перед нами суровый старик, проницательно и строго всматривающийся в людей, в окружающую действительность; в его больших, несколько выпуклых глазах живет пламенная, непреклонная воля, страстная, требовательная мысль, проникающая далеко вперед, в будущее; открытый лоб прорезан между бровей резкой складкой, увеличивающей то впечатление мощной, сосредоточенной решительности и целеустремленности, которое вызывают эти замечательные, навсегда остающиеся в памяти черты. […]...
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя “Ревизор” Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: “Я помешался на комедии”. В […]...
- Сочинение: Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Восемнадцатый век в истории России – это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего времени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и […]...
- Сатирическое изображение героев в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” 1. Мольер и традиции классицизма. 2. Предыстория создания комедии “Мещанин во дворянстве”. 3. Образ главного героя комедии. 4. Другие персонажи комедии. Я знаю этот вид напыщенных ослов: Пусты, как барабан, а сколько громких слов! Они – рабы имен. Составь себе лишь имя, И ползать пред тобой любой из них готов. О. Хайям Мольер – писатель […]...
- Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в стране. “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России”, – говорит Салтыков-Щедрин. Писатель уже в конце своего творческого […]...
- Сатирическое изображение крепостнической Руси в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя 1. Значение поэмы “Мертвые души”. 2. Ирония и сатира в произведении. 3. Изображение помещиков. 4. Сатира в изображении чиновников. 5. Ирония в изображении простого народа. “Мертвые души” – история болезни, написанная рукой мастера. А. И. Герцен “Мертвые души” Н. В. Гоголя – бессмертное сатирическое произведение русской литературы. Однако эта острая и смешная поэма наводит отнюдь […]...
- Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова. Краткое изложение текста “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” принес автору посмертную мировую славу. Это произведение является достойным продолжением традиций русской классической литературы, и прежде всего, сатирических – Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Эта традиция утверждает соединение фантастики и гротеска, реализма и ирреальности. Сатирическое начало романа связано с событиями, развернувшимися в Москве 30-х годов. […]...
- Джонатан Свифт “Путешествия Гулливера”. Сатирическое изображение в повести английской действительности XVIII ст Цель: Раскрыть главную мысль Дж. Свифта – сатирическое изображение Англии XVIII ст.; дать определения понятию “сатира”; совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения. Оборудование: Портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатуновых. Ход урока. I. МОтивация познавательной […]...
- Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” “Мертвые души” – одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”. Замысел “Мертвых душ”, как и “Ревизора”, был подсказан Пушкиным. “Мертвые души” – вершина художественного мастерства Гоголя. В нем автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении […]...
- Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита На окраине Москвы, вдали от шумных улиц и площадей, расположился старинный двухэтажный дом с решетками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было еще больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали […]...
- Сатирическое изображение действительности в сказках Салтыкова Щедрина (“История одного города”) “История одного города” – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. “История одного города” показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами. Город Глупов – олицетворение самодержавной […]...
- Сочинение на тему: Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические традиции, заложенные еще Фонвизиным и Грибоедовым. Он давно мечтал написать комедию о бюрократическом обществе России и показать все пороки помещичье-чиновной системы. Образ чиновников уездного города […]...
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В споре мужиков о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, первым претендентом на звание счастливого оказывается помещик. Взглянуть на помещичье счастье поэт революционной борьбы, мучительно переживавший покорность народа, его темноту и забитость, решает глазами самих закабаленных крестьян. Вот портрет первого помещика:… кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту. …румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет;Усы седые, […]...
- Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и явлений, сопоставление с современностью, высказывание своих мыслей; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы. Тип урока: формирование умений и навыков. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Учитель. В […]...
- Сатирическое изображение действительности в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) Сатирическое изображение действительности в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) “История одного города” – это величайшее сатирическое полотно-роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. “История одного города” показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70-ых гг. отличались […]...
- Стефан Лиевич – образ “Нового человека” в украинской литературе Ольга Юлиановна Кобылянская, выдающаяся украинская писательница и общественная деятельница, не могла не задумываться над тем, каким она хочет видеть человека будущего. С женщинами здесь все понятно, ведь многие ее произведения посвящены именно этому вопросу (женщина своими правами и положением в обществе должна приравняться мужчинам), а вот каким должен стать мужчина, как совершенствоваться? На этот вопрос […]...
- Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Чацкий начинает новый век – ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя […]...
- Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику […]...
- Сочинение на тему “Чацкий – образ “нового человека” Комедия О. С. Грибоедова “Горе от ума” Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством у имени свободы и ума, у имени торжества передовых идей и настоящей культуры. Мы, как и наши родители и деды, захватываемся совершенством “Горя […]...