Сатирический нерв отечественной литературы XX века

Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, М. Кольцов.

Сатире и юмору тех лет свойственно огромное разнообразие. Это было не только меткое острое слово, но и обличительная графика, искрометные

театральные и эстрадные представления. Вспомним хотя бы Окна РОСТА и творчество В. Маяковского как поэта-сатирика и художника-карикатуриста, замечательные работы художников Б. Ефимова и Кукрыниксов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в стране в то время издавалось более двухсот сатирических и юмористических журналов.

Это была пора расцвета политической, бытовой, литературной и социальной сатиры и стремительного развития всех форм комического – от веселой шутки до язвительного сарказма.

Одним из самых талантливых и заметных сатириков новой русской литературы XX века стал В. Маяковский.

Ему принадлежит создание классических образцов сатиры нового типа, которая отрицала и обличала все, что, по убеждению поэта-футуриста, мешало нормальному построению нового общества.

Сатира В. Маяковского носит воинствующий характер. Поэт был уверен, что только в таком случае сатира может быть действенной. А потому делал острые выпады против сатириков, которые вслед за критикой спешили подсластить ее (“Обличитель, меньше крему”).

И название сборника сатирических стихов В. Маяковского соответствующее – “Грозный смех”. Сборник не может не удивлять своим тематическим разнообразием: в поле зрения поэта – новый буржуй, кулак, вредитель, пьяница, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, новый советский вельможа, взяточник и т. п.

Яркий талант сатирика проявился у В. Маяковского и в новаторских пьесах “Клоп”, “Баня” и “Мистерия-буфф”. В них поэт выносит на всеобщее обозрение и осмеяние такие явления, как мещанство и бюрократия.

Он учит читателя подмечать новые формы мимикрии, которые используют эти носители истинного зла, – учит распознавать зло, выдающее себя за добродетель.

Сатира и юмор в русской литературе XX века возникли не на пустом месте. Они имели богатую национальную традицию в виде фольклорно-сказочного наследия (раешник, анекдот, сатирическая сказка) и литературной классики – от Гоголя до Чехова. К сказочной манере близки рассказы М. Зощенко, В. Шишкова, А. Зорича, М. Волкова.

В них передается язык и характер того героя, от имени которого ведется повествование. Подобный прием позволял писателям не только проникать во внутренний мир своего героя, но и раскрывать его истинную сущность.

Среди писателей-сатириков особое место в нашей литературе принадлежит М. Зощенко. Его творчеству характерно соединение лирико-иронического и интимно-доверительного начал. Рассказам писателя присуща особая конкретность при выявлении облика разных носителей зла.

Характерными признаками произведений М. Зощенко являются точные детали, неотразимо смоделированные ситуации и индивидуальный язык персонажей.

Объектом своей критики М. Зощенко избрал мещанство нового человека. Он показал, насколько это явление может быть опасно, особенно если такой человеческий тип из семейно-бытовой сферы переносит свою активность в служебную сферу. Например, персонаж рассказа “Каменное сердце” в совершенстве овладел искусством сживания со свету неугодных подчиненных. Он делает это “весьма тонко и с таким знанием человеческой души, что тут доказать ничего нельзя”.

В рассказе “История болезни” писатель в форме едкого гротеска обличает несуразность социально-нравственной жизни, когда унижение человеческого достоинства является обычным делом даже в стенах лечебного заведения. Вместе с автором мы понимаем, что самое страшное происходит тогда, когда интеллектуальная изощренность чиновника без особого образования соединяется с полной нравственной глухотой. В результате возникают спесивое помпадурство, лакейство, рвачество, безделье и паразитизм, прикрываемые пустыми, но довольно громкими фразами.

Основы жанра сатиры и юмора в отечественной литературе закладывались в 20-е годы XX века. Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в творчестве В. Пьецуха, В. Войновича, С. Довлатова, В. Высоцкого, А. Галича, М. Жванецкого, М. Задорнова. Сатира и юмор всегда были направлены против бюрократии, головотяпства, бесхозяйственности, мещанства и всех его проявлений – приспособленчества, равнодушия, тупоумия, лени.

Но порой бывает не до смеха, особенно когда в наши дни сталкиваешься с открытыми проявлениями все того же мещанства – хамством и грубостью, цинизмом и равнодушием. Остается лишь верить и надеяться, что когда-нибудь они все-таки бесследно исчезнут из нашей действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатирический нерв отечественной литературы XX века