Сатирические стихотворения В. В. Маяковского



1. Отношение поэта к действительности.
2. Призыв читателя к действию.
3. Сатира и юмор в раннем творчестве.
4. Сатирические комедии.
5. Крайний гиперболизм поэта.
6. Шарж как обличительный прием.
7. Литературные пародии.
В. В. Маяковский является одним из талантливейших поэтов XX века. Само отношение к действительности у поэта всегда было полярным, он все делил на черное и белое, либо вообще отсутствовал цвет. “Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь” – это и был основной мотив в творчестве поэта. Именно такая

ненависть к “мертвечине” особо ярко проявлялась в сатирических произведениях Маяковского.

Причем Маяковский всегда был последователен, четок в своих высказываниях, но одновременно с этим он мог и сильно преувеличивать, доводить объект сатиры до полного абсурда. Он всегда стремился заставить читателя изменить себя и мир, поэт верил в великую силу слова: “Я знаю силу слов, я знаю слов набат…”. Маяковский призывал каждого человека к действию, и в этом ему помогала именно сатира, так как такие стихи были общедоступными и легкими в плане прочтения, ритма и рифмы. Писатель использовал любую возможность

для того, чтобы донести свои стихи до читателя – известно, что поэтические творения Маяковского печатались даже на конфетных обертках.

В статье “Как делать стихи” Маяковский пишет, что некоторые стихи его принуждает писать “творческая необходимость, социальный заказ”. Он прекрасно понимал опасность определенных явлений в жизни и необходимость их искоренения. Именно поэтому в стихах Маяковского появляется необычайная злободневность строк, материал для которых был взят из реальной и неприглядной действительности.

Юмор и сатира встречается во многих произведениях Маяковского. В раннем своем творчестве поэт в основном высмеивал и критиковал буржуазию, ее уклад, жизненные понятия, ценности и принципы. Для писателя весь буржуазный мир был жалким и недостойным примером для подражания.

В стихотворении “Нате!”, которое было написано в 1913 году, это очень ярко выражено. Всего лишь в одном четверостишии Маяковский умудряется описать всю суть буржуа:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщинана вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Сатирические ноты звучат и в комедиях Маяковского “Клоп” и “Баня”. Они посвящены борьбе с бюрократизмом. В комедии “Клоп” писатель изображает некого Присыпкина, с которым происходят удивительная история: его замораживают.

А когда Присыпкина вновь возвращают к жизни, то люди будущего с удивлением рассматривают это “водкой питающееся млекопитающее”. Но он начинает распространять болезнетворные бациллы алкоголизма и подхалимства. Поэтому его как редкий экземпляр обывателиуса вульгарис и его спутника клопуса норма-лис отдают зоологическому саду в качестве редчайшего экспоната.
Более острая сатира на бюрократизм присутствует в комедии “Баня”. Маяковский писал: “”Баня” – моет (просто стирает) бюрократов”. Комедийно даже само имя главного героя – главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоносиков.
Один из приемов Маяковского при написании сатирического произведения был крайний гиперболизм. Явления, которые гиперболизируются до бесконечности, становятся уже какими-то фантастическими. Так, в стихотворении “Гимн судьбе” можно прочитать:
…Глаза у судьи – пара жестянок мерцает в помойной яме.

Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
Как пост, – и вылинял моментально павлиний великолепный хвост!
Из писателей того времени никто не сравниться с Маяковским в искусстве шаржа – сатирического преувеличения и сгущения обличаемых черт. Именно таким приемом воспользовался поэт при написании стихотворения “6 монахинь”, где находит отражение необычайно точная карикатура на религиозное ханжество:
Трезвые, чистые,
Как раствор борной, вместе,
эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща скрываются в уборной.
Одна зевнула – зевают шесть…
Придешь ночью – сидят и бормочут.
Рассвет в розы – бормочут стервозы!
И днем, и ночью, и в утра, и в полдни сидят
И бормочут, дуры господни.
В 1922 году в газете “Известия” появляется стихотворение “Прозаседавшиеся”. Вся история начинается со спокойной иронией о начале рабочего дня прозаседавшихся, которые еще с утра пораньше уже спешат в учреждения, чтобы заняться своими бумажными делами. Уже во второй строфе появляется образ поэта, “со времени она” обивающего порог учреждения, чтобы хоть как-то получить “аудиенцию” у руководителя, поймать которого абсолютно невозможно – этот “товарищ Иван Ваныч” вечно заседает. Маяковский в стихотворении подчеркивает и насмехается над важностью всех мнимых дел, которые постоянно решает Иван Ваныч и его подчиненные.

Их основные проблемы – это объединение ТЕО и ГУКОН (Театральный отдел Наркомпроса и Главного управления коннозаводства при Наркомземе). Следующий очень важный вопрос – это вопрос о “покупке склянки чернил губкооперативом”, и таких дел у них огромное количество. И тот человек, который ворвался на заседание, видит страшную картину: там сидят “людей половины”. Комический характер этой ужасной картины подчеркивается “спокойнейшим” отношением секретаря ко всему происходящему:
“Зарезали!
Убили!” –
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
Спокойнейший голосок секретаря:
“Они на двух заседаниях сразу.
Вдень
Заседаний на двадцать надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
А остальное
Там”.
Маяковский стремился искоренить все подобные, бессмысленные заседания. Писатель в конце стихотворения “Прозаседавшиеся” призывал к тому, чтобы покончить с этим злом.
На протяжении всего своего творчества В. В. Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, писатель начинает вводить абсолютно новые приемы и изменять старые. Жанр гимна ему необходим как один из обличительных приемов (“Гимн обеду”). Поэт очень часто использует метафору (“Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?”) и искажает цитаты (Мысль одна, под волосица вложена: “Причесываться?

Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно…”).
Вся жизнь и творчество Маяковского – это пример безоговорочного служения народу, подвиг высокого бескорыстия. Поэт своими стихами стремился объединить миллионные массы людей в единое целое для того, чтобы решить главные задачи эпохи. И это ему действительно удалось.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатирические стихотворения В. В. Маяковского