САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-40-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Сатира – своеобразное зер-
кало, в котором каждый, кто
смотрит в него, видит любое
лицо, кроме собственного.
Д. Свифт
Есть писатели, которые остаются только
в своем времени. Они были нужны современ-
никам, но потомки их забывают. С произве-
дениями же Зощенко, ПлатоновА, БулгаковА
произошло совсем иное. Как ни замалчивали
их, как ни травили писателей при жизни, их
книги прорвали “громаду лет” и стали люби-
мыми у потомков. По-новому сейчас звучат
и романы Ильфа и Петрова, которых, к сча-
стью, не

коснулась рука властей. Даже не ве-
рится, что писателям было бы сейчас 90-
100 лет, так молода их проза, так созвучна
нашим проблемам и мыслям.
Удивительно плодотворным был союз
Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Путешест-
вия великого комбинатора Остапа Бендера
высвечивали недостатки и пороки общест-
ва. Вот бюрократы “Геркулеса”: Берлага,
Скумбриевич и другие. Вот сам начальник
Полыхаев, который перестал думать и заменил
себя резиновыми резолюциями на штампах.
Все силы он отдает борьбе с другим учрежде-
нием. Скумбриевич ведет липовую обществен-
ную работу, увиливая
от своих непосредствен-
ных обязанностей, а приглашенный немецкий
инженер требует, чтобы ему позволили занять-
ся делом, но не может добиться ничего. Не ус-
пели жулики организовать фиктивную контору
“Рога и копыта”, как тут же получили десятки
вызовов и требований. А знаменитая “Воронья
слободка” – вместилище квартирных склоч-
ников! А как разделывали писатели своих со-
братьев по перу, а также “новаторов” в театре
и кино! Трудно перечислить все те изъяны, ко-
торые мастерски подметили писатели.
Но что самое примечательное, у Зощенко,
БулгаковА, Ильфа и Петрова при различии
в манере и привязанностях объекты сатиры
и типы весьма похожи. О чем пишет Зощен-
ко? О неустроенном быте, о квартирных ссо-
рах, о бюрократах, о чиновничьих нововведе-
ниях, о пустоте жизни обывателя. Но разве
не это же бичуют Булгаков и авторы “Золо-
того теленка”? “Его подвига не может забыть
и не забудет честная русская интеллигенция
переходного периода, так как его мысли и его
муки – это ее думы, ее страдания”, – писал
о Михаиле БулгаковЕ Н. Захаров.
Роман “Мастер и Маргарита” – произ-
ведение многоплановое. Но сатира занимает
в ней особое место. Булгаков показывает, что
все “писательство” многих литераторов из
выдуманного им московского объединения
направлено на то, чтобы обедать в хорошем
ресторане, иметь дачу, квартиру, устроиться
в жизни. С помощью Воланда разоблачаются
доносчики, развратники, сутяги, прожигате-
ли жизни. Обыватели заботятся лишь об
улучшении своих “жилищных условий”, ве-
дут тяжбы из-за квартир. Недаром Воланд
замечает, что квартирный вопрос совершен-
но испортил-москвичей.
Нашли свое отражение в романе и начинав-
шиеся в 30-е годы массовые незаконные арес-
ты. Так, квартира номер 50, в которой поселил-
-ся Воланд, и прежде “пользовалась дурной
славой”, потому что и до его появления из нее
бесследно исчезали жильцы. И понятна мгно-
венная реакция Степы Лиходеева, который, ед-
ва увидев, как опечатывают квартиру погибше-
го Берлиоза, и еще ничего не зная о его судьбе,
трусит и с огорчением вспоминает, что как раз
недавно всучил Берлиозу свою статью и вел
с ним сомнительные разговоры. Атмосфера до-
носов и подозрительности, столь типичная для
30-х годов, – вся в этой сцене.
Если сатира БулгаковА несколько напоми-
нает щедринский гротеск, то рассказы Миха-
ила Зощенко скорее сродни ранним рассказам
Чехова. На, страницах рассказов Зощенко –
вся Москва 20-30-х годов с ее коммуналками,
тесными общими кухнями, где чадят приму-
сы, где разгораются ссоры, а то и драки. Мы
смеемся над жуликами, боящимися вызова
в прокуратуру (очень похожие типы есть в
“Золотом теленке”); над беспечными молоды-
ми людьми, которые могут жениться, даже не
разглядев невесты; над банями, где нужно
привязывать номерок к ноге; и над больница-
ми, где больных ведут на “обмывочный пункт”
и где на глаза им попадается объявление:
“Выдача трупов с 3-х до 4-х”.
В рассказах Зощенко представлена целая
галерея выжиг и приспособленцев. Вот в рас-
сказе “Брак по расчету” “старый революцио-
нер с 9-го года”, перебывавший во всех парти-
ях, женится по расчету. Узнав, что его моло-
дую жену, имеющую 15-й разряд, льготы
и талоны, рассчитали со службы, тут же раз-
водится с ней и ищет новую невесту.
Несколько особняком от творчества этих
писателей стоит сатира Андрея ПлатоновА, об-
ращенная к неизвестным потомкам, так как
опубликовать “Котлован” и другие книги было
немыслимо. Герои его произведений – одно-
мерные люди. Вощев, Жачев, Чиклин и другие
персонажи – все они жертвы классовой борь-
бы и ее энтузиасты. Даже девочка Настя чет-
ко требует убивать плохих людей, особенно
кулаков. Все эти люди не имеют собственного
мнения, живут только по указке. Деревенский
активист колхоза имени Генеральной линии
жадно ждет директив сверху. Он даже млеет
от восторга, когда видит изображение земного
шара на штемпелях казенных бумаг.
Остро сатирическими являются все произ-
ведения ПлатоновА, посвященные деревне. Так,
в пьесе “14 красных избушек” Антон Концов
велит всем смертельно ослабевшим колхозни-
кам “дышать без остановки”, а “кто продышит
до вечера, тому трудодень запишу”.
Эпоха в произведениях сатириков вырисо-
вывается очень ярко, хотя, конечно, несколь-
ко субъективно. Трагична судьба этих писате-
лей. Тяжелейшим ударом стало постановле-
ние 1946 года для Зощенко. Затравленный,
умер Булгаков. Всю свою жизнь провел в без-
вестности Платонов, оплакивая судьбу репрес-
сированного сына. И только Ильфа и Петрова
власть пощадила, ограничившись цензур-
ными препятствиями.
Традиции, заложенные русской сатирой
19 века, были блестяще развиты советскими
писателями. И их достижения были усвоены
современной литературой. Так, замечатель-
ный роман-анекдот В. Войновича о солдате
Чонкине, вобр*ал в себя и злость булгаковской
сатиры, и юмор рассказов Зощенко.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-40-Х ГОДОВ XX ВЕКА