Сатирическая поэма в украинской литературе “Сон”

Украина – это Шевченко, Шевченко – это Украина. Верного сына Украины никогда не оставляла тоска по родному краю, который он любил страстно и нежно, постоянно думал о нем, рвался к нему всей душой. И вот в мае 1843 года осуществилась давняя мечта Шевченко – он едет на Украину, где не был почти пятнадцать лет. Воспоминания о былых странствиях на родной земле, тяжелые впечатления от крепостничества к этому времени уже потускнели в памяти Шевченко.

Ему представлялись широкие поля, Днепр, вишневые сады, белые домики, певучий и трудолюбивый

народ. А увидел замученный народ, вопиющее убожество, страшный гнет, бесправие. Скорбь родного народа тяжело поразила сердце поэта, усилила его жгучую ненависть к самодержавно-крепостническому строю.

Вернувшись в Петербург, свои тяжелые впечатления от трагических картин народного горя, размышления над увиденным Шевченко выразил в поэтической форме, создав в 1845 году первую сатирическую поэму в украинской литературе “Сон”.

Уже авторский подзаголовок поэмы – комедия – определяет ее жанровую особенность и подчеркивает сатирическую направленность. Шевченко показывает, что существование царского

самодержавия является комедией, и оно существует только благодаря пассивности и “сна” народа. Выбранная сказочная форма дает поэту возможность изобразить различные местности бескрайней империи, показать тогдашнюю действительность во многих ее проявлениях, заглянуть в историческое прошлое. Кроме того, сон в поэме Шевченко выполняет очень важную функцию – раскрывает идейный замысел произведения – осуждение самодержавия, разоблачение крепостничества – этих главных виновников страданий порабощенного украинского народа.

Под влиянием ужасных картин жизни украинского села у Тараса Шевченко впервые зародилась мысль, что освободить себя народ сможет только сам и только вооруженным путем. Впоследствии эта мысль переросла в уверенность. В прологе Шевченко рисует общую картину российского самодержавия. Он саркастически клеймит главные недостатки крепостнического строя: лицемерие, жестокость, ненасытность.

Здесь поэт еще не дает прямой оценки тогдашней системе, но подтекст очень прозрачный. С иронией описывая общество, в котором одни используют других, Шевченко пишет:

У всякого своя доля

И свой путь широкий:

Этот строит, тот ломает,

Этот несытым глазом

По край света заглядывает, –

Нет, чтобы силой Заграбастать

И с собой Взять в гроб.

В приведенном отрывке поэт осуждает захватническую политику императора Николая I и его предшественников. Остро разоблачает автор псевдопатриотизм царя и магнатов:

А тот, щедрый, храмы строит.

Но отечество так любит,

Так из бедного, кровь, как воду, точит!..

Вместе с тем, Шевченко не может смириться с рабской покорностью крепостных, которые “молчат себи, вытаращив глаза! Как ягнята, думая, “может, так и надо? Раскрывая народу глаза, поэт-демократ развенчивает утверждение придворных писак о “рае” в селах Украины:

Гляди, – в этом рае, что ты покидаешь,

Сермягу в заплатах с калеки снимают.

Со шкурой снимают, потому что нечем обуть

Княжат малолетних, а он распинают Вдову за подушные,

А сына куют, единого сына, единственного ребенка,

Единую надежду! В войско отдаю! Ибо его, видите, немного!

А вон под забором опухший ребенок, голодный ее мрет,

А мать пшеницу на барщине жнет.

Так, рисуя образы крепостных калеки, вдовы, сына рекрута, опухшего ребенка и его матери крепостной, покрытки, поэт доказывает, что под гнетом царя и помещиков жизнь невозможна. Эти царские служаки лишены признаков человеческого достоинства, чести, порядочности. Царь “ударит или кукиш благоволят дать”, а для них – это праздник.

Дерзкие вельможи были в действительности духовными рабами царя и царицы. Далее, в аллегорической картине “генерального мордобития” Тарас Шевченко раскрывает суть эксплуататорского общества, построенного на угнетении, унижении человека. На вершине пирамиды грабежа и преступлений против народа находится всевластный царь. Его солдафонские тупость и самодурство громко показываются в сцене мордобоя:

Смотрю, Царь подходит старейшего… в рожу

Его как затопит! .. Облизнулся бедняга

Но меньшего в пузо – Даже прошло!

Таким образом, поэт подводит читателя к выводу, что кулак – символ деспотизма, русского самодержавия. Автор дает нам понять, что без жандармов, чиновников, армии, каторги самодержец бессилен и вызывает лишь смех, а не страх. Народу нечего бояться царизма, его надо уничтожить – к такому выводу вел Шевченко своих современников. Последней каплей в бушующем море ненависти поэта является упоминание о бывших русских царях, которые все были поработителями украинского народа, его жестокими эксплуататорами.

Особенно яростно пытали Украину Петр I и Екатерина II.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатирическая поэма в украинской литературе “Сон”