САТИРА В. В. МАЯКОВСКОГО
САТИРА В. В. МАЯКОВСКОГО
В. Маяковский – поэт большого социального темперамента. Неудовлетворенность современной жизнью, жажда изменений, стремление к справедливости и гармонии выражались в его сатирических произведениях. Сатира в его творчестве-это “кавалерия острот”, поднявшая “рифм отточенные пики”, это любимейший род оружия. Сатирическое начало проявляется уже в раннем творчестве поэта.
В качестве примера можно привести знаменитые гимны, написанные в 1915 году (“Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн здоровью”,
В. Маяковский же “воспевает” то, что должно быть осмеяно, этим-то и вызывается смех. Но, смеясь над героями гимнов, мы видим, что они – люди страшные, страшные своим равнодушием, они не живут, а существуют.
В гимнах В. Маяковского высмеиваются не отдельные человеческие пороки, а определенный образ жизни, отношение к жизни вообще. Вот, например, судья из “Гимна судье”. Попав в самый настоящий
Радостные, живущие полной жизнью люди внезапно попали под статьи закона, запрещающие все. Блаженно существуют только сами судьи, “злобно забившись под своды законов”. Таков же ученый – “не человек, а двуногое бессилие”. Все живое, трепетное, поэтическое он умудрился засушить, законсервировать, превратить в экспонат:
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
Засушенного хвоста небольшой кометы.
Сатира В. Маяковского направлена против пороков, мешающих людям строить новую жизнь. Об этом говорят сами названия произведений, написанных поэтом после революции: “Взяточники”, “Трус”, “Халтурщик”, “Подлиза”, “Сплетник”, “Ханжа” и др. Но есть среди этих человеческих пороков те, которые особенно ненавистны В. Маяковскому, – это мещанство и бюрократизм. Их поэт разоблачает в стихотворениях “О дряни” и “Прозаседавшиеся”.
Об этом же и две сатирические пьесы – “Клоп” и “Баня”.
Поиск выгоды, умение приспосабливаться и полное отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяют героев пьесы “Клоп” – Присыпкина, Баяна и семью Ренессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на “аристократический” псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сделку – обмен профсоюзного билета на парикмахерскую. Обывательщиной и пошлятиной проникнуты души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке.
“Моет”, просто “стирает” бюрократов пьеса В. Маяковского “Баня”. Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги новому изобретению, мешают продвижению вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебность его творческой, созидательной атмосфере общества.
К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в наши дни. Сатира В. Маяковского наносила сокрушительные удары по общественным недостаткам, помогала читателю разобраться, кто есть кто. Глубина и долговечность поэзии В. Маяковского определяются высотой и значительностью тех идеалов, которые отстаивал поэт на протяжении всей жизни.
Любовь и ненависть, лирика и сатира в его творчестве порождены одним и тем же чувством – верой в то, что будущее человечества прекрасно, и страстным стремлением приблизить его.