Сатира в комедии Гоголя “Ревизор”

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”. Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”.

Размеренное течение жизни в городе взрывает “пренеприятное

известие” о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению.

Задуманный Гоголем сюжет позволил ему глубоко раскрыть пороки, поразившие провинциальную чиновничью среду. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники города тут же направляют свои усилия на соблюдение внешней благопристойности. Мы видим, что ни одно из распоряжений городничего в связи с приездом ревизора не содержит ничего дельного по существу – все направлено лишь на соблюдение внешних приличий.

Поэтому вместо того чтобы заниматься решением насущных

задач города, чиновники направляют свои усилия на наведение “порядка” (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор). “Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено”, – говорит городничий.

На примере городничего Гоголь полно раскрывает “все дурное”, что характеризовало чиновника того времени. По-моему, Гоголь очень емко охарактеризовал этот персонаж комедии, сказав, что городничий “более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки”. Это не какой-нибудь глуповатый чиновник. Городничий – человек здравого смысла, хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах.

Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.

Для городничего не существует никаких моральных и других ограничений: он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она “начала строиться, но сгорела”. Не считаясь с простым людом, “купечеством да гражданством”, городничий совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым. Он заискивает перед ним, угождая на каждом шагу.

И умудряется “ввернуть” ему вместо двухсот рублей четыреста.

Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. В каждом из чиновников автор подчеркивает какую-нибудь особенность, создавая тем самым индивидуальные портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”. “Образованность” судьи позволяет ему держаться независимо с городничим, и, что еще важнее, – подводить под взяточничество “идейное обоснование”. Попечитель богоугодных заведений Земляника, “человек толстый но плут тонкий”, нагло обворовывает, больных о которых, напротив, должен бы заботиться Но он не утруждает себя: “Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет”.

Смотритель уезднь” училищ Хлопов – насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед одним только именем начальника. “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул” признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей “простодушный до наивности человек” почтмейстер Шпекин, познающи* жизнь из вскрываемых им чужих писем.

Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии “Ревизор” как о произведении, “замышленном с целью произвести доброе влияние на общество”. Мне кажется, что писателю это удалось.

Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он “не платит и не едет”. Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков “свой”, т. е. такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – таков суд в этом городе.

Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег.

Доносы при Николае I были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).

Образ Хлестакова – один из самых ярких созданных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. “Хлестаковщина” стала именем нарицательным. Хлестаков – наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика.

Он пустышка, “без царя в голове”, и он же воплощение нахальства. У него “легкость необыкновенная в мыслях”. “Он просто глуп, – писал Гоголь, – болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина”. Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить.

Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.

Ничуть не лучше остальных почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, “простодушный до наивности человек”, который вскрывает и читает чужие письма.

Если внимательно вглядеться в окружающую нас действительность, то рано или поздно обнаружатся все персонажи гоголевской комедии. В этом актуальность и непреходящая ценность его сатиры. Сатира Гоголя – сатира философская.

Каждый персонаж является носителем своей философии, которой и оправдывает свои поступки. Городничий во всем видит Божий промысел: “Это уж так самим Богом установлено”. Почтмейстер читает чужие письма из любопытства: “…смерть люблю узнать, что есть нового на свете”, Ляпкину-Тяпкину, как “несколько вольнодумному”, вообще не составит труда оправдать любой свой поступок.

Мнение Земляники относительно лечения мы уже знаем. Конечно, Гоголь осуждает эту самоуверенность своих персонажей, их некритичное отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же даже в самых несимпатичных созданиях он видит живую душу, пусть задавленную пороками, но не до конца погибшую. Гоголь не считает своих персонажей жуткими злодеями и окончательно погибшими людьми, он приглашает приглядеться к ним, к их жизни и осознать, что это и наша жизнь, а они – часть нас самих.

Гоголь, обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим орудием сатиры, не отстраняется от созданных им персонажей. Он находит в себе силы писать не об идеальных, но о живых людях с их страстями, пороками и мечтами. Гоголевская сатира – это не карикатура на жизнь и, конечно же, не высокий идеал, к которому надо стремиться.

Это – сама жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатира в комедии Гоголя “Ревизор”